Год назад уфимке Людмиле Мартыновой поставили страшный диагноз: рак. Женщине назначили лечение, но ничего не помогало, ей становилось только хуже.
Засомневавшись в действенности процедур, она обратилась к израильским врачам. Те огорошили: заявили, что драгоценное время упущено — целый год Людмила лечилась неправильно.
Возмущению уфимки нет предела: по вине врачей ей предстоит пережить еще один комплекс мучительных процедур.
В ситуации разбирался корреспондент Ufa1.
«Руку разрабатывала со слезами»
Рак молочной железы Людмила обнаружила у себя в апреле прошлого года — при самостоятельном осмотре нащупала подозрительный узелок.
— Ерунда, это всего лишь жировик, — после УЗИ успокаивали взволнованную женщину медики.
Чутьё подсказывало, что всё гораздо серьёзнее — уфимка обратилась в онкодиспансер.
Людмилу приняли по знакомству и уже спустя две недели дали направление на операцию. После удаления злокачественного образования пациентка, как и положено, сдала анализы на гистологию. По результатам медики заключили: у Люды — гормононезависимая опухоль, то есть клетки мутируют под действием негормональных причин, и можно обойтись без гормонотерапии.
Пока лежала в больнице, женщина познакомилась с другими онкобольными. Послушав их истории, Людмила начала задумываться о поездке к заграничным специалистам.
— Как получила очередные результаты анализов, отправила их в Казань. На этот раз врачи диагностировали у меня гормонозависимую опухоль (быстрорастущее образование, требующее лечение гормонами. — Прим. ред.). Я прошла лучевую терапию, проколола гормоны. Описать все последствия после этого лечения просто невозможно. У меня наступил химический климакс, и это в 45 лет! От гормональной ломки очень страдает организм. На оперированной стороне до сих пор толком не работает рука. Лопатку разрабатывала со слезами, — жалуется Людмила.
В самый разгар своей борьбы с раком Людмилу уволили с работы — сотрудник, без конца сидящий на больничном, никому не нужен. Люда и ее 16-летняя дочь остались без средств к существованию. Уфимка надеялась, что ей хотя бы дадут инвалидность — копейки, конечно, но в такой ситуации важна любая сумма. Но ей отказали: диагноз, поставленный уфимскими врачами, не давал ей права на выплаты. И только спустя год, после обращения к израильским специалистам, Людмила получила II группу инвалидности.
В Израиле подарили надежду
В мае 2017 года Людмила собрала нужную сумму и отправилась в Израиль. Врач с порога заявил: «Это излечимо!»
— Я почувствовала прилив сил, чтобы бороться дальше, — признается Людмила.
Там же, в Израиле, уфимка прошла «химию» и лучевую терапию. Но на этом лечение не закончилось: после Нового года ей предстоит пройти новый курс. А пока что она лечится дома. Но возвращаться в Республиканский онкодиспансер Людмила не намерена.
— Сейчас лечусь дома, — говорит женщина. — Это запрещено, это страшно, вредно и опасно. Но частных клиник у нас нет. Онкодиспансер — своего рода монополист. После этого мучительного года я больше не могу доверять медикам, хотя сама из семьи врачей.
Людмила говорит, что на вооружении уфимских онкологов есть суперсовременные аппараты, такие, как позитронно-эмиссионная томография, но немногие знают, что на нём можно обследоваться, причём бесплатно.
— В марте после обследования на ПЭТ у меня нашли метастазы. Слова врача меня поразили: она сказала, что мне проще вырезать яичники и «прохимичить на всякий случай». Это же не пальчик отрезать! — возмущается Людмила.
«Я не олигарх, но деньги найду»
В начале следующего года Людмиле предстоит новый курс химиотерапии, который займёт полтора месяца и обойдётся ей в 1 миллион рублей. Уфимка говорит, что это ещё по-божески. На нехватку денег она не жалуется, хотя признаётся, что суммы неподъёмные. Она организовала сбор средств через социальные сети. Правда, администрация «ВКонтакте» её сообщество закрыла из-за подозрения в мошенничестве.
— Ничего страшного, буду искать другие способы поиска денег, — не унывает Людмила. — Сейчас продаю бабушкин дом. Я не олигарх и у меня на руках 16-летняя дочь, но я найду эти деньги.
Спускать на тормозах эту ситуацию Людмила не планирует. Признается, что, как только найдёт в себе силы, сразу же напишет заявление в прокуратуру и другие инстанции.
Готовы пойти навстречу
Ufa1 обратился в Республиканский онкодиспансер и попросил прокомментировать ситуацию. Исполняющий обязанности главврача Рустем Аюпов ответил, что раскрывать информацию по данному случаю не имеет права — по закону сведения о пациенте являются врачебной тайной.
— Если человек недоволен лечением, он обращается с официальным заявлением в больницу, в страховую компанию или, в крайнем случае, в прокуратуру, — сказал и.о. главврача Рустем Аюпов. — Тогда проводится проверка, в ходе которой выясняется, правильно ли лечили пациентку. Пусть она придёт в больницу и задаст все свои вопросы.
«Отпрашиваться лишний раз с работы проблематично»
Но предложение представителя медучреждения Людмила отвергла, ссылаясь на личные причины.
— Пока я не хочу туда идти, — говорит бывшая пациентка онкодиспансера. — Когда я буду готова, я официально найму адвоката и начну ходить по всем этим инстанциям. Чтобы был толк для меня. Просто сотрясать воздух я смысла не вижу. В моей ситуации отпрашиваться лишний раз с работы проблематично (не так давно Людмиле посчастливилось трудоустроиться. — Прим. ред.). Если я потеряю эту работу, кто меня возьмёт со второй группой инвалидности? Когда закончу лечение, я смогу понять, хватит ли мне зарплаты, чтобы действовать дальше. Мне уже говорили, сколько придется потратить на тяжбы — даже на начальных этапах уйдёт вся моя зарплата, и пока я не готова столько отдавать юристам. Пока все свои деньги я намерена направить на лечение.
Компетентно
Ситуации, когда не устраивает качество оказываемых медицинских услуг, увы, встречаются. Но, как пояснили Ufa1 в республиканском Министерстве здравоохранения, в этом случае пациент имеет право сменить врача или медицинское учреждение.
— Получить бесплатное лечение по ОМС в другом регионе пациенты могут по назначению врача, — говорит руководитель пресс-службы ведомства Светлана Кускарбекова. — Для этого выделяются соответствующие квоты. Более того, пациент может также получить направление на лечение за границей, если есть соответствующие показания. Такая форма у нас тоже практикуется.
Что делать, если вы сомневаетесь в правильности лечения
— Дела с медицинскими историями всегда вызывают сложности, они неоднозначные, — говорит юрист «Центра правовой информации» Донат Султанбеков. — Здесь все упирается в судебно-медицинскую экспертизу. Только ссылаясь на неё, специалисты могут установить, был ли нанесён организму вред, правильно ли диагностировалось и лечилось заболевание и была ли здесь вина врачей. Решение уходит на откуп экспертам. Однако стоит понимать, что результаты экспертизы другая сторона может оспорить. После получения экспертизы имеет смысл обращаться в полицию или прокуратуру, а затем подавать гражданский иск в суд.
Светлана Чернова
Фото: Людмила Мартынова/Ok.com