Минздрав может отказать в пересадке донорских органов тем, кто сам не хочет становиться донором после своей смерти. Такая норма появилась в новом, отредактированном законопроекте «О донорстве органов». По утверждению чиновников, подобная практика принята в большинстве европейских стран.
Резонансный законопроект «О донорстве органов и их трансплантации» появился еще в феврале, и сразу приковал к себе внимание врачей, правозащитников и широкой общественности. Основные баталии разворачивались вокруг «детского донорства» и «презумпции согласия». В связи с этим документ выносили на общественное обсуждение и неоднократно дорабатывали.
Но специалистам Минздрава этого показалось мало. В последнюю редакцию закона они решили внести совершенно неожиданную поправку.
За рубежом донорами становятся 52 человека на один миллион населения, однако потребность в пересадке органов покрывается только на 10% процентов. В России этот показатель составляет 0,7%, потому что из миллиона россиян, только пятеро дают согласие на изъятие их органов после смерти. При этом один донор может спасти жизнь пяти-шести людей.
«Статья 44, пункт 2. Право на включение в лист ожидания донорского органа имеют граждане, подлежащие обязательному медицинскому страхованию <...> за исключением совершеннолетних дееспособных граждан, выразивших волеизъявление о несогласии на изъятие после их смерти органов для трансплантации, зарегистрированного в Регистре прижизненных волеизъявлений граждан», – приводит выдержку из доработанного документа издание «Доктор Питер».
В очередной раз обсуждая законопроект министра здравоохранения РФ ссылалась на такие страны как Италия, Испания и Франция, в которых донорство органов стало национальной идеей. Во многом этому способствовала католическая идеология указанных государств.
«Позиция сформулирована жестко: если ты хочешь, чтобы тебе помогли, будь готов сам оказать помощь», – отметила Вероника Скворцова во время обсуждения законопроекта.
Получается, что помогая больному и спасая человеческие жизни, доктор должен руководствоваться не этическими нормами, продиктованными врачебной клятвой, а надуманными приказами министерства. Кроме того, подобные законодательные нормы фактически вынуждают человека давать свое согласие на изъятие у него органов после смерти, не считаясь с его морально-этическими принципами.
Однако эксперты Минздрава не углядели в будущем законе никаких противоречий. Так, например, помощник министра здравоохранения Людмила Лоцман подчеркнула, что в документе отсутствует какое-либо принуждение человека к изъятию его органов.
«Понятно, что подобная инициатива продиктована благими намерениями повысить легитимность донорства органов и побудить жителей России к активному волеизъявлению при жизни в отношении своего потенциального донорства, – считает врач-кардиолог Сергей Наумов. – Однако любое принуждение к состраданию (а фактически это так) вряд ли сможет дать положительные результаты. Кроме того, это нарушит право гражданина на медицинскую помощь, снизит доступность донорских органов и вынудит врача действовать в разрез с его этическими принципами. На мой взгляд, донорство органов должно быть сугубо добровольным делом, как оно есть сейчас. При сохранении «презумпции согласия», которая действует у нас в стране, дополнительно принуждать человека к донорству органов не стоит».
Добавим, что нынешняя редакция законопроекта не является окончательной. Следующее его обсуждение состоится в январе 2014 года, после чего он отправится на согласование с другими ведомствами. В том числе, документ пройдет экспертизу на соответствие конституционным статья, поэтому любое ущемление гражданских прав из него будет исключено.
Фото: Фото с сайта Argentinaindependent.com