21 февраля четверг
СЕЙЧАС -5°С

Уфимцы не тратятся на благотворительность

Поделиться

Жители Приволжского федерального округа и, в частности, уфимцы реже остальных россиян занимаются благотворительностью. По результатам опроса Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), именно в этой части страны отмечена самая низкая доля граждан, безвозмездно помогающих нуждающимся. Уфимские эксперты по-разному оценивают результаты исследования, однако не относятся к нему без пессимизма.

Как констатируют исследователи, россиян, занимающихся благотворительностью, с каждым годом становится все меньше. При этом если шесть лет назад благотворительность была характерна для молодых людей (до 28 лет) и сограждан старшего возраста (55 лет), то уже сегодня она становится свойственной россиянам среднего возраста (45 лет).

По-прежнему чаще всего россияне подают милостыню на улицах, отправляют сообщения на короткие номера или кладут деньги в специальные ящики для пожертвований. В то же время современные способы оказания помощи, такие как банковские переводы, использование терминалов и электронных денег, популярностью не пользуются.

По мнению руководителя департамента исследований банковского сектора НАФИ Ирины Лобановой, более низкая доля благотворителей-россиян по сравнению с жителями европейских стран и США (где благотворительностью занимаются от 70 до 90% населения) говорит не о нежелании людей помогать нуждающимся. «Часто барьером выступает сложность процесса осуществления платежа или перевода в адрес благотворительной организации, – считает она. – Нередко для совершения пожертвования людям необходимо ввести номер счета или реквизиты в интернет-банке, на сайте благотворительной организации или платежном терминале, а это достаточно сложный процесс, и многие люди боятся совершить ошибку. Иногда пользователей финансовых услуг останавливает опасение, что указываемые на сайтах данные их банковских карт могут быть скомпрометированы».

Любопытно, что самая высокая доля занимавшихся благотворительностью отмечена среди жителей Южного федерального округа (73%). Напротив, самая низкая доля зафиксирована – в Приволжском федеральном округе, где в пожертвования делали в последние годы лишь 17% населения.

Комментируя результаты опроса, директор уфимского благотворительного фонда «Наши дети» Ольга Власова обращает внимание на слишком большой разброс по округам. «Скорее всего в Южном федеральном округе идет речь о подачи милостыни, а это к благотворительности имеет очень отдаленное отношение, – замечает она. – Действительно, люди не так охотно отзываются на призывы о помощи. Многие считают, что все проблемы должно решать государство. Многие боятся мошенников. Но, как правило, сделав первый шаг и пожертвовав на благотворительность единожды, люди делают это вновь и становятся постоянными благотворителями».

Уфимский психолог Руслан Хамитов не считает такой низкий показатель в нашем регионе плохим. «В наше время очень часто благотворительность имеет либо зависимую природу (когда человек помогает не себе, а другим, ожидая, что кто-то поможет ему), либо с целью заглушения неких угрызений совести, – делится он своими наблюдениями. – Например, на дорогах встречаются попрошайки. Большинство людей знают, что это просто бизнес, тем не менее люди все равно подают милостыню». Кроме того, по его мнению, зачастую мотивами меценатов являются получение признания и повышение популярности.

Как благотворителям не стать жертвой обмана? «Самые популярные способы пожертвования – милостыня, ящики и короткие номера – конечно же, самые простые для человека способы. Но они как раз являются самыми распространенными способами мошенничества, поскольку наиболее сложны для контроля», – констатирует Ольга Власова и дает несколько советов, как не попасться на удочку мошенников:

  1. Не давайте деньги на улице. «Молодые люди с ящиками в руках, собирающие пожертвования на остановках и других общественных местах – это с вероятностью 99% мошенничество. «Мамы» с фотографиями больных детей на перекрестках – та же история. Увидев такую маму, я всегда даю свою визитку и предлагаю обратиться за помощью в наш фонд. Еще ни одна такая мама не позвонила», – говорит она.
  2. Изучайте сайты фондов и групп в соцсетях, которым вы хотите передать средства. Должны быть указаны фактический адрес организации, банковские реквизиты, а не только номера электронных ящиков. Обязательно регулярно должны размещаться отчеты, сколько собрано средств и как они потрачены. Также стоит почитать отзывы об этих организациях, особенно среди знакомых и авторитетных вам людей.
  3. Делайте пожертвования в фонды, которые вы уже проверили и доверяете им.