20 марта среда
СЕЙЧАС +2°С
  • 11 марта 2019

    Мы обновили приложение для iPhone

    Теперь мобильное приложение UFA1.RU на iPhone работает в новом дизайне. Добавилась новая возможность: нажмите на звездочку в правом верхнем углу, статья добавится в избранное, и вы сможете дочитать ее позже. Приложение мы постоянно дорабатываем, появятся новые функции. Следите за нашими новостями!

    Подробнее
    19 февраля 2019

    Кнопки форматов теперь стали кликабельными!

    Друзья! Мы кое-что подшаманили в нашем дизайне, чтобы вам было удобнее ориентироваться в наших материалах. Теперь можно кликать на рубрики «Фоторепортаж», «Интервью» и «Истории», чтобы найти архивы всех материалов UFA1.RU в этих рубриках. И это еще не все. Оставайтесь с нами.

    Еще

«Сняли грунт за 34 миллиона, и на этом все»: достроят ли в Башкирии музей «Шульган-Таш»?

Активисты опасаются, что многомиллионный объект так и останется на бумаге

Поделиться

Знаменитая «Лошадь Рюмина» известна ученым всего мира

Фото: Shulgan-tash.ru

Осенью прошлого года в заповеднике «Шульган-Таш» затеяли нечто грандиозное: свезли крупногабаритную технику, рабочие бригады… Дело в том, что рядом с Каповой пещерой, всемирно известной достопримечательностью Башкирии, решили построить… ее копию. В ноябре 2020 года, согласно документам, здесь появится историко-культурный комплекс «Шульган-Таш». Работы начались еще в сентябре 2018-го, прошло полгода, а на месте — только перерытый грунт. Процесс встал. А общественность, напротив, активизировалась. Достроят ли такой нахваленный объект? Кому он вообще понадобился? И не будет ли хуже?

Музей с копиями копий рисунков

Об идее строительства музея рядом с Каповой пещерой заговорили еще в 2016 году. Тогда же Научно-производственный центр по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия РБ при министерстве культуры РБ (далее — НПЦ РБ) объявил архитектурный конкурс на создание проекта будущего музея. Готовый проект изумителен: в трехэтажном здании, расположенном в 1,5 км от самой пещеры Шульган-Таш, разместят точные копии наскальных рисунков, а также уменьшенную в 10 раз копию полостей пещеры. Еще туристов будут заманивать археологическими и ботаническими коллекциями, а для самых юных гостей заповедника откроют детский научный центр и зал наскальной живописи. Это основное. Вдобавок организаторы обещают амфитеатр на 700 мест, искусственный водоем (зачем он возле реки?), зону отдыха со скамейками и цветочными клумбами, сувенирный магазинчик. Но это лирика. А напрашивается сам собой вопрос: для чего строить посреди заповедника, прямо рядом с самой Каповой пещерой, ее копию с копиями древних изображений?

На этот счет у руководства НПЦ РБ есть ответ.

— Музей создается для снятия антропогенный нагрузки с пещеры. Она губительна для древних рисунков, — сообщает на страницах соцсети директор НПЦ РБ Данир Гайнуллин. — Строить такой музей в Уфе нецелесообразно: да, он бы принес больше прибыли, но проблем сохранения уникальных рисунков он не решит.

Проект музея напоминает здание будущего

Фото: Zakupki.gov.ru

И правда, все, кто хоть раз бывал в Шульган-Таш, знают, что доступ посетителей в большинство каменных залов пещеры сейчас закрыт — как раз для того, чтобы сохранить древнюю наскальную живопись (а там, где ходить можно, на стенах изображены не оригиналы, а копии древних рисунков). Такое решение принято в правительстве республики, и якобы на это повлияли рекомендации экспертов ЮНЕСКО. Специалисты утверждают, что регулярный турпоток под сводами пещеры изменяет ее микроклимат, в связи с чем мы рискуем оставить потомков без наскальных посланий из древности.

Развитие района или уничтожение действующего бизнеса?

Вроде все просто: если нельзя увидеть сами рисунки — то пожалуйте лицезреть хотя бы их копии. При этом в чистоте и комфорте, со всей нужной инфраструктурой (поесть, отдохнуть и так далее). Красота же!

По словам общественницы и туристки Рины Гринберг, если полностью закрыть вход в пещеру, есть риск потерять колоссальные деньги от турпотока, которые идут на улучшение заповедника для удобства посетителей, охрану леса и спасение уникальной бурзянской пчелы.

— Сейчас Шульган-Таш посещает до 40 тысяч человек в год, что приносит 6–8 млн. Если поперек потока воткнуть музей, все эти деньги до заповедника не дойдут. Сейчас есть работающая схема, частный бизнес около входа в заповедник — зачем все ломать и строить новое на условиях НПЦ? — недоумевает Рина Гринберг.

Впрочем, «удобства» в заповеднике пока еще далеки не только от идеала, но даже и от цивилизации. В прошлом году на этой почве здесь и вовсе разыгралась драма: директор Михаил Косарев распорядился построить в заповеднике комфортабельный туалет для туристов. И тут же пошел под суд — по закону о достопримечательных местах на «Земле Урал-Батыра», которая находится в границах объекта федерального значения «Капова пещера с живописью эпохи палеолита», ничего нельзя строить и даже лопату воткнуть без историко-культурной экспертизы. Ее должен был провести научно-производственный центр по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия РБ. А раз экспертизы нет, пришлось Косареву за самовольные постройки заплатить штраф.

Посмотреть на Капову пещеру туристы съезжаются со всей страны

Фото: Shulgan-tash.ru

О каком привлечении интуристов может идти речь, если даже поставить элементарный санузел — целая проблема?

Обеспокоены туристы и перспективой навсегда распрощаться с наскальной живописью Каповой пещеры — если есть музей, закрытие входа в знаменитые своды простому смертному представляется решением вполне логичным. На этом фоне заверения НПЦ РБ о том, что после завершения строительства туристические маршруты будут снова функционировать, выглядят блекло.

Стройка стоит, а деньги из бюджета плывут

В последнее время споры насчет того, нужен ли музей в Бурзянском районе и кому это выгодно, чуть утихли на фоне нового повода для тревоги: а будет ли этот комплекс вообще достроен?

Здесь стоит рассказать немного о самом контракте. В августе прошлого года управление капитального строительства РБ объявило аукцион на строительство музея. Контракт заключили с организацией «Капитал Строй», сумма — 297,5 миллиона рублей. Тогда же, осенью, на месте развернулись работы. Зачистили участок земли, сняли грунт. На этом работы замерли.

Начало октября 2018 года

Фото: Олег Меньков

Между тем, согласно официальной информации, размещенной на сайте госзакупок, генеральному подрядчику перечислили оплату в размере 33,6 миллиона рублей. Между прочим, уложились с точностью до копейки (что также наводит на подозрения) в лимит на 2018 год, который указан в самом контракте. Неужели выемка грунта — столь дорогостоящее мероприятие?

— Я позвонила своему знакомому, он строит дома, — говорит Рина Гринберг. — И спросила: что можно построить на 298 миллионов? Он ответил: «18-этажный дом с двумя лифтами». Если же говорить о музее, он должен получиться площадью 10 000 квадратных метров и масштабов оперного театра. А если речь идет о площади в 5 000 квадратных метров, то, по его словам, с таким размахом цемент можно замешивать на кумысе.

Зимой, как сообщают местные, на строительном участке затишье. Остается надеяться, что наступит весна и подрядчик активизируется. Ведь именно на 2019 год запланирован наибольший объем работ.

Слева направо: февраль 2019 года, начало ноября 2018 года
Фото 1: Рина Гринберг
Фото 2: Рина Гринберг

Следить за процессом любой интересующийся может на странице общества «Капитал Строй» в соцсети: периодически публикуют фото с различных объектов. Жаль, там давно уже не видно было участка из заповедника «Шульган-Таш». Оправдает ли надежды будущий музей или нет — вопрос времени, сейчас главное, чтобы начатое довели до ума. Ведь перекопанный участок земли посреди биосферного заповедника точно никого не устроит.

Официально

Не исключено, что стройка остановилась по вполне очевидной причине: зимой и цемент застывает неправильно, да и сами работы дорожают на порядок. Но убедиться в своих догадках корреспондент UFA1.RU так и не смог — телефон в конторе подрядчика уже который день отключен, а на наш официальный запрос, отправленный по электронной почте, ответ так и не пришел.

А вот директор НПЦ по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия Данир Гайнуллин посоветовал не поддаваться панике.

— Строительство музея запланировано на три года: с 2018 по 2020 год. Все идёт по графику, — ответил Данир Гайнуллин корреспонденту UFA1.RU. — Первый этап — отсыпка грунта, весной начнётся возведение фундамента и другие работы.

Сотрудники строительной фирмы сделали эти снимки в конце сентября 2018 года

Фото: ooo-KapitalStroy/facebook.com

Не видят повода для беспокойства и в управлении по государственной охране объектов культурного наследия Башкирии.

— В соответствии с распоряжением правительства в 2016 году из бюджета республики были выделены деньги на подготовку разрешительной документации и проектно-изыскательских работ по строительству объекта культурного наследия «Шульган-Таш», — рассказали UFA1.RU в ведомстве. — Проектно-сметная документация получила положительное заключение госэкспертизы, заказчиком является управление капитального строительства РБ, оно же определило подрядчика — общество «Капитал строй». Ход выполнения работ, в том числе в части соблюдения календарного графика, контролирует госзаказчик.

«Изучили опыт зарубежный стран — у них то же самое»

Русское название пещеры — Капова — произошло, по одной из версий, от слова «капать» — от капели с потолка

Фото: «С любовью, Шульган-Таш!» / vk.com

По словам Айбулата Габидуллина, который стоял у истоков создания музея-заповедника «Пещера Шульган-Таш» и является руководителем проекта достопримечательного места «Земля Урал-Батыра», создать музей обязательно нужно. 

— Многолетние исследования подтвердили, что туристическая нагрузка негативно воздействует на рисунки древних людей, которые сохранились в пещере, — объяснял свою позицию Айбулат на странице в соцсети. — На кону стоит вопрос их сохранения. Нужно в срочном порядке решать вопрос с альтернативными туристическими маршрутами помимо пещеры, а как это сделать? Люди в такую даль едут не искупаться в речке, а посмотреть пещеру. Решение простое, и оно лежит на поверхности — нужно строить копию. И не просто в ангаре, а чтобы было привлекательно, интересно, чтобы наука не осталась в стороне. Вот так и появилось идея музейного-комплекса. Изучили опыт зарубежных стран — Альтамира, Ласко, Шове. У них то же самое.

Если вы хотите поделиться интересной информацией, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7 987 101–84–78. Подписывайтесь на наш канал в Telegram.