26 мая воскресенье
СЕЙЧАС +3°С
  • 6 мая 2019

    Общайтесь с нашими авторами напрямую!

    Мы подшаманили на нашем сайте, и теперь вы можете найти все материалы своих любимых авторов сразу. Достаточно кликнуть на фамилию корреспондента, и увидите его фото, все публикации, а также сможете общаться и делиться впечатлениями и интересными историями напрямую.

    9 апреля 2019

    Ссылка на комментарии в мобильном теперь видна!

    Дорогие читатели! Теперь оставлять комментарии на нашем  сайте в мобильной версии стало удобнее - синяя плашка со ссылкой на них зафиксирована внизу под статьей. Чтобы добавить свой, просто нажмите на карандаш. Чтобы прочесть имеющиеся, жмите кнопку «Все комментарии».

    26 марта 2019

    Поделитесь фотографией с сайта в соцсетях!

    Теперь вы можете поделиться фотографией с нашего сайта в социальных сетях. Всего одним кликом! Новая функция доступна пока только на десктопе, в мобильных версиях она появится в ближайшее время. Испытайте новинку прямо сейчас и расскажите нам об этом. Для обратной связи нажмите кнопку «Ответить».

    Еще

«Из пяти тысяч перевозчиков половина — нелегалы»: ждать ли Уфе порядка с общественным транспортом

Даже у чиновников накипело

Поделиться

«А я здесь живу... ну как так-то»

Фото: Тимур Шарипкулов

В Уфе случилось громкое ДТП. Обычный городской пазик, спеша за длинным рублем, рассекал потоки машин, вжимая газ в пол. В районе остановки «Парк Калинина» удача от уфимского Шумахера отвернулась — на полном ходу маршрутка протаранила попутный НЕФАЗ, да так, что тот потерял управление и снес остановочный павильон. Больше 20 человек пострадали, пятерым потребовалась госпитализация.

В стоящий на остановке НЕФАЗ на полном ходу въехал ПАЗ 

Фото: Тимур Шарипкулов

Авария произошла на прошлой неделе и вызвала широкий общественный резонанс. Систему городского транспорта в столице не поливал грязью, наверное, только ленивый.

Видео: БашДТП/Vk.com

— Когда закончится этот беспредел на наших улицах? Почему люди должны ездить на этих пазиках и разваливающихся «газельках» и постоянно трястись от страха — доедем или нет? — справедливо негодовали горожане.

— Где нормальная, цивилизованная система общественного транспорта? Не вот эта рухлядь, а ответственный перевозчик с большими автобусами, расписанием и регламентом? Почему в Москве и Казани смогли сделать по-человечески, а у нас деревня грязная, а не город-миллионник до сих пор? — гневно вопрошали люди.

Фото: Тимур Шарипкулов

А действительно? Когда, почему и где? Мы ведь столица, в конце-то концов. Саммиты устраиваем, двигатели для самолетов строим, а ездим, как пьяная ребятня по деревне, — на нелегальных полуразвалившихся коробках, гадая, доедем ли, а если да, то в полном ли сборе.

В ситуации разбирался корреспондент Ufa1.

На так называемых отстойниках водители развлекают себя чем могут

Фото: Тимур Шарипкулов

Везут, как дрова

Злосчастные уфимские маршрутки слишком уж часто мелькают в сводках о ДТП. Они сносят столбы, пытаясь обогнать конкурента, сбивают ни в чем не повинных людей, горят как спички из-за кустарных самоделкиных работ. Не говоря уже о том, что горячие водители, зачастую гости столицы из ближнего зарубежья, устраивают разборки на дорогах похлеще, чем в боях без правил.

— Недавно ехала с работы, на «Семье» мы остановились, и водитель кинулся выяснять отношения в другую маршрутку. Бросался прямо в кабину: тот его то ли подрезал, то ли что, — восклицает уфимка Татьяна. — Я уставшая, домой хочу, люди в салоне тоже куда-то торопятся, а эти два гладиатора друг друга метелят полчаса.

Действительно, слава богу, всего полчаса мерзли

Фото: Тимур Шарипкулов

На качество обслуживания в маршрутках горожане жалуются постоянно. Далеко не каждый водитель в погоне за рублем вспоминает, что в салоне у него не дрова, а живые люди, они могут куда-то опаздывать или, наоборот, хотят дожить до старости.

— Эти маршрутчики обожают по утрам стоять на остановках, особенно на «Централке», всё ждут, пока кто-то в их богадельню залезет. Людям на учебу, работу, между прочим, а мы стоим, неприкаянные, ждем апостолов, — рвет и мечет уфимка. — Светофор уже четыре раза сменился, а он всё ждет. Водители-Хатико, обожаю просто.

Больно смотреть? Ездить тоже не сильно приятно

Фото: Тимур Шарипкулов

Повсюду нелегальщина

Согласно Федеральному закону № 220, который регулирует организацию пассажирских перевозок, у каждого маршрутчика должна быть транспортная карта, а компании, на которые они работают, должны состоять в реестре муниципальных перевозчиков. Но на деле там зарегистрированы далеко не все — половина автобусов ездит без документов. Это подтверждает и отчет министра МВД республики, оглашенный в начале этого года: как гласит документ, перевозкой пассажиров в городе занимается около 5 000 автобусов, а зарегистрированы и имеют транспортную карту только 2 400.

Конкуренция так высока, что порой водители пулей пролетают остановку, лишь бы обогнать попутный маршрут

Фото: Тимур Шарипкулов

То есть по городу, столице — на секундочку — гоняет небольшая армия из двух с половиной тысяч незарегистрированных перевозчиков. Никому не принадлежат, ни перед кем не отчитываются, ни за что не отвечают. Про какое-либо техобслуживание говорить бессмысленно в принципе, видимо, его проходить слишком дорого и хлопотно, да и зачем — дружбан Вася за два пол-литра в гараже все починит, подтянет, плюнет-крякнет и надежно закрепит изолентой, век сноса не будет. Плюс к тому многие владельцы паркуют свои развалины там же, где и живут, занимая и без того малочисленные парковочные места здоровенными коробками, хотя за такое полагается солидный штраф — от 10 до 20 тысяч рублей. Но, по всей видимости, они уверены в своей безнаказанности.

Где сломался — там и парковка

Фото: Тимур Шарипкулов

Экскурсию не желаете?

Чтобы обойти систему и избежать заоблачных штрафов, нелегалы пошли на хитрость: стали прикрываться табличкой «экскурсионный». Последние несколько лет такие автобусы город буквально наводнили. Да в таком количестве, что остается только подумать — что же мы такого пропустили и когда Уфа успела стать центром туризма. Но вот ездят эти водители по всё тем же маршрутам, что и всегда, и номера у них те же. Конечно, их штрафуют и даже отправляют транспорт на спецстоянки. Но только доказать, что водитель едет по регулярному маршруту, на который нужны документы, достаточно сложно, особенно без помощи пассажиров. А те зачастую отказываются заявлять о том, что они ехали не на экскурсию вовсе, а по привычному маршруту.

Незабываемую экскурсию в тошниловке с ближневосточным колоритом не заказывали?

Фото: Татьяна/Vk.com

Попробуй крайнего найти

Как признаются сами водители, конкурентная борьба за пассажира очень большая. Корреспондент Ufa1 поговорил с водителем одного из популярных городских маршрутов Костей. Он рассказал про жизнь городского извозчика без прикрас.

— Работа тяжелая. Да и кому сейчас легко: чтоб получить хороший маршрут, его нужно купить, а стоят они недешево, — рассказывает Константин. — На ходовых маршрутах конкуренция бешеная, на одном таком еще по два-три нелегала гоняют.

Фото: Тимур Шарипкулов

Тут нас подрезал очередной тарахтящий и чадящий черным дымом пазик и вклинился перед нами на остановке — как бы в подтверждение слов о конкуренции.

— И вот так каждый день, — усмехнулся Константин. — И что ему сделаешь? Пошлет только и всё, не бить же его, даже жаловаться не на кого — он сегодня здесь, а завтра дома, в Средней Азии, пойди найди.

Почти половина маршрутчиков столицы — нелегалы

Фото: Тимур Шарипкулов

Я, повиснув на ремне безопасности и едва не выплюнув завтрак на лобовое стекло, был не согласен по поводу отсутствия мордобоя в практике лечения подобной наглости, но спорить не стал. Решил поинтересоваться, а дорого для маршрута — это сколько?

— Ну, за такой, как этот (по проспекту и в спальные районы), нужно отдать где-то 150 тысяч, — подумав, ответил Костя. — Есть и подешевле, конечно, но и проходимость ниже, там только частники работают в основном, наемник заработать едва ли сможет.

На вопрос о техобслуживании и медицинских проверках перед рейсом Костя ответил, что на его линии автобусы проверяют регулярно, а водителей осматривают перед выходом на линию, но за других говорить не стал — не знает.

Понаехали тут, понимаешь

Есть еще другой вид извозчиков: выводят на уфимские маршруты автобусы, зарегистрированные в других регионах. Узнать их легко по номерному знаку: 56 — Оренбургская область, 59 — Пермский край. А раз они стоят на учете там, то и налоги, равно как и «письма счастья» с камер, приходят на адрес регистрации и оплачиваются опять-таки не в местный бюджет.

Видите здесь остановку? И я нет. А она есть

Фото: Тимур Шарипкулов

Чиновники говорят, что пытаются бороться с нелегалами, но выглядит это как попытка прибить черную крысу в абсолютно темной комнате, заставленной мебелью, — и не поймаешь, и сам покалечишься. Их штрафуют, но уже на следующий день шоферы вновь выходят на линию, на заработки.

Государственный извозчик — как раненый зверь

Победить нелегалов можно, если есть мощный государственный перевозчик, конкурировать с которым тяжело. Назвать таким местный «Башавтотранс» язык не поворачивается — грязные, дребезжащие, холодные, не видевшие мойки со времен татаро-монгольского ига НЕФАЗы совершенно не вызывают желания в них ездить. Само предприятие на грани банкротства и вынуждено распродавать помещения и технику, чтобы удержаться на плаву — раненый зверь, добить которого охотники попросту поленились. Составить какую бы то ни было конкуренцию в таком состоянии «Башавтотранс» не в силах.

Против такого количества нелегалов бороться государственный перевозчик не может

Фото: Тимур Шарипкулов

Помнится, бывший мэр Уфы Ирек Ялалов отметил этот вопрос на одном из заседаний.

— Вы знаете, сколько «Башавтотранс» и МУЭТ перевозят пассажиров? 15 процентов. Это провал! 10 лет назад они возили 50 процентов, — сокрушался бывший руководитель города. — А сейчас они даже не могут обеспечить регулярность перевозок: вы после десяти вечера хоть один автобус «Башавтотранса» найдите. Нет их! Директора на предприятии меняются как перчатки.

Ирек Ишмухаметович огорчен таким положением вещей

Фото: Тимур Шарипкулов

Может, пора встать с колен?

Почему же мы не можем поднять одного-единственного перевозчика с колен, дать ему отдышаться и с новыми силами броситься в бой? Как показывает опыт соседей, сделать это вполне реально. В той же Казани еще восемь лет назад ситуация была такая же аховая, как у нас. А сегодня система транспорта в столице Татарии безупречна и вызывает лишь завистливое посвистывание, во всяком случае на непритязательный уфимский взгляд. Все автобусы принадлежат городу, ходят по расписанию, на каждой остановке есть электронное табло и можно отслеживать время прибытия автобуса нужного маршрута.

Так могло быть и у нас, но у нас — Техас

Фото: Kzn.ru

И, на минуточку, он действительно (!) приезжает в указанное время. Пазиков, которые набиваются на остановки как сельди в бочке и сигналят без остановки, доводя горожан до состояния боевого хомяка на полном взводе, попросту нет. Все автобусы ухоженные, чистые и опрятные. А что еще немаловажно, все деньги с пассажиров идут в бюджет города, которому весь транспорт и принадлежит. А это значит, что нет и конкуренции, и ее последствий в виде безумных гонок на улицах в лучших традициях Голливуда.

Власть стала шевелиться

Система общественного транспорта в Уфе возмутила и нового врио главы республики. На недавнем совещании Радий Хабиров жестко прошелся по этому вопросу и велел чиновникам устранить проблему с нелегалами до 1 декабря.

— Москва — десятимиллионный город. Вы не представляете, что там было, но сейчас в Москве нелегальных перевозчиков нет. Во многих крупных городах такая же ситуация. В Казани, например. А у вас в Уфе Техас какой-то, власть здесь есть или нет? — возмутился временный глава.

Врио главы велел исправить ситуацию — поможет ли?

Фото: Тимур Шарипкулов

На совещании 16 октября исполняющий обязанности мэра Уфы Салават Хусаинов также попросил своих подчиненных в кратчайшие сроки навести порядок на рынке пассажирских перевозок города и решить проблему с нелегалами.

Что нам нужно для подъема?

Чего же не хватает городу для того, чтобы прийти к нормальной, цивилизованной системе общественного транспорта? На мой вопрос ответил начальник управления транспорта и связи Уфы Андрей Федосов.

— Если брать опыт успешных городов, где транспортная проблема решена, то понятно, что нам нужен мощный якорный перевозчик, который будет контролировать минимум половину рынка и сможет диктовать условия остальным, — ответил чиновник. — Создавать нового муниципального перевозчика будет сейчас неоправданно долго, поэтому я вижу решение проблемы в развитии «Башавтотранса».

Нелегалы работают без выходных и до поздней ночи, как с ними тягаться?

Фото: Тимур Шарипкулов

Если у вас есть свое мнение о том как организовать транспорт в городе, то присылайте сообщения на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7 987 101–84–78. Подписывайтесь на наш канал в Telegram.