ќчень скоро на авиабензине из —терлитамака полет€т самолеты федеральных аэропортов и ближнего зарубежь€
ќчень скоро на авиабензине из —терлитамака полет€т самолеты федеральных аэропортов и ближнего зарубежь€

—терлитамак — второй после ”фы город в регионе по количеству предпри€тий, их здесь 20, и п€ть из них — нефтехимические. » первый по числу жалоб на состо€ние атмосферы: в рейтинге, который ежегодно составл€ет общероссийска€ организаци€ ««еленый патруль», в прошлом году Ѕашкири€ зан€ла незавидную 52 позицию — ко дну регион пот€нули жалобы жителей —терлитамака на гр€зный воздух.

—  ак только ветер обходит нас стороной, в городе нечем дышать, — негодуют местные жители. —  ому нужны эти заводы?! “олько воздух отравл€ют.

«—терлитамакский нефтехимический завод» и «—интез- аучук» хоть и занимаютс€ переработкой продуктов нефтехимии — под руководством «”правл€ющей компании "“ј” Ќефте’им"» производ€т синтетические каучуки, агидолы и авиационный бензин, но при этом за воздействием на окружающую среду тщательно след€т.

ћы попросились к заводчанам на экскурсию, чтобы узнать, что выпускают на предпри€тии и как след€т за чистотой выбросов.

–абота на страну

— «авод решили построить еще в 1947 году в рамках развити€ нефтехимического комплекса. ¬ послевоенные годы выросли объемы добычи нефти в Ѕашкирии, ќренбуржье, строились нефтеперерабатывающие предпри€ти€ в городах ”фа, —алават. »х побочна€ продукци€ — бутан-бутиленова€ и бутилен-бутадиенова€ фракции — и €вл€етс€ сырьем дл€ производства каучуков. ѕутем химических превращений из нее получают бутадиен-стирольный каучук, — рассказывает начальник производственно-технического отдела јќ «—интез- аучук» ёрий —кринник. — ƒо нас каучук никто в стране не производил.

ѕервую партию бутадиен-стирольного каучука на заводе получили в 1960 году
ѕервую партию бутадиен-стирольного каучука на заводе получили в 1960 году

ѕервую партию бутадиен-стирольного каучука получили в 1960 году, через дес€ть лет освоили производство изопрена и полиизопренового каучука. ѕервоначально стерлитамакским каучуком обеспечивались предпри€ти€ нашей страны, сейчас его импортируют более чем в 100 стран мира.

Ѕутадиен-стирольный и полиизопреновый каучуки использовались преимущественно в шинной промышленности, — на кордовую часть шел изопреновый, он похож на натуральный и более эластичный, на протекторную часть — сополимерный, бутадиен-стирольный, как более прочный и износоустойчивый. “еперь из стерлитамакского эластомера делают и подошву дл€ обуви, издели€ медицинского и пищевого назначени€. ј напарник «—интез- аучука» —  «—терлитамакский нефтехимический завод» — единственный в –оссии производит агидол — антиоксидант, который предотвращает старение: без него не сделать ни долговечной пластмассы, ни качественного топлива, ни даже действенных кремов дл€ лица и жевательной резинки.

¬се родное, все свое

’лопь€ бутадиен-стирольного каучука с водой выливают на специальное полотно с микроотверсти€ми
’лопь€ бутадиен-стирольного каучука с водой выливают на специальное полотно с микроотверсти€ми

ѕроцесс создани€ бутадиен-стирольного каучука чем-то напоминает производство творога. √азообразный бутадиен и жидкий стирол смешивают в воде, добавл€ют пену и нагревают, чтобы запустить реакцию между ними. » тут происходит химическое волшебство — образуютс€ хлопь€, напоминающие творог. Ёто — результат полимеризации.

ѕолуфабрикат выт€гивают на транспортере в желтоватого цвета ленту
ѕолуфабрикат выт€гивают на транспортере в желтоватого цвета ленту

„то происходит: разрозненные молекулы разных веществ — бутадиена и стирола — соедин€ютс€ и превращаютс€ в одно новое — латекс. ƒалее хлопь€ с водой выливают на специальное полотно с микроотверсти€ми — вода стекает, как через сито, а хлопь€ слипаютс€ и выт€гиваютс€ на транспортере в желтоватого цвета ленту. ≈е сушат и разрывают на кусочки, которые затем прессуют в брикеты по 30 килограммов.

Ћенту сушат и разрывают на кусочки
Ћенту сушат и разрывают на кусочки

— ¬се сырье, которое используетс€ в производстве, — продукт нефтепереработки наших заводов, — рассказывает начальник цеха јнатолий  утлин. — Ёту марку каучука, в частности, покупают «Ѕелшины», јлтайский и Ќижнекамский шинные заводы.

¬от такие брикеты весом в 30 килограммов отправл€ютс€ покупателю
¬от такие брикеты весом в 30 килограммов отправл€ютс€ покупателю

ќт натурального не отличить

ѕолучение изопренового каучука — многоступенчатый процесс, поэтому установок в цехе по его выработке значительно больше, чем на производстве сополимерного каучука. Ќа первой ступени из сырь€ выдел€ют органическое соединение с п€тью атомами углерода в цепочке, на второй — провод€т его дегидрирование — отщепл€ют от молекулы водород. » лишь после этого приступают к полимеризации. ј еще попутно на обеих ступен€х выдел€ютс€ газы, которые нужно охладить и выделить в разные фракции — дл€ этих процессов тоже требуютс€ свои установки.

Ќа таинство химической реакции сополимеризации не посмотришь, она идет в закрытом контуре.
Ќа таинство химической реакции сополимеризации не посмотришь, она идет в закрытом контуре.

¬ полимерицазции взаимодействуют друг с другом молекулы не двух веществ, а одного — изопрена, после химического превращени€ он выгл€дит как крошка или небольшие кочаны цветной капусты.  рошку остужают и прессуют в брикеты по 30 килограммов — изопреновый каучук готов.

ѕеред тем как продукт фасовать и отправл€ть покупателю, брикеты прозванивают — каждый пропускают через металлодетектор. ѕрибор очень чувствительный — поймает даже мельчайшую стружку, котора€ может попасть в крошку из емкостей дл€ превращений.

¬от так выгл€дит готовый изопреновый каучук
¬от так выгл€дит готовый изопреновый каучук

— ¬от, следите внимательно, — начальник цеха јндрей —идоров кладет на брикет обручальное кольцо.

 аучук не успевает проехать через рамку, как раздаетс€ звон, и к линии бежит машинист упаковочной машины — проверить продукт. “ест на бдительность пройден на отлично. Ѕелый брусок реабилитирован и отправл€етс€ на упаковку.

— Ќаши каучуки по составу точь-в-точь как насто€щие, — говорит јндрей —идоров. — Ќатуральный от синтетического, наверное, только € отличу — по запаху.

ѕоддержим российского производител€

„уть больше года назад предпри€тие освоило выпуск авиационного топлива, став единственным его производителем в республике. » вторым в стране — ближайший конкурент по€вилс€ в 2017 году в городе »ваново ярославской области.

јвиационный бензин имеет голубоватый оттенок. ≈го качество тщательно провер€ют в заводской лаборатории
јвиационный бензин имеет голубоватый оттенок. ≈го качество тщательно провер€ют в заводской лаборатории

— ѕродукт дл€ нас новый, осваивать его начали с нул€ в 2014 году, разработали рецептуру, задекларировали ее и построили установку, — рассказывает ёрий —кринник. — јвиационный бензин отличаетс€ от автомобильного специфическими компонентами и высоким октановым числом — более 100. ќн предназначен дл€ поршневых авиационных двигателей, в качестве автомобильного топлива не применим, так как содержит высокооктановый компонент, который выводит из стро€ дорогосто€щие элементы современных систем автомобил€.

ќчистка сырь€ и добавление необходимых присадок происходит автоматически — все шаги записаны в компьютерную программу. ќператор следит за ее выполнением на мониторе компьютера и, если надо что-то подкорректировать, просто щелкает мышкой.

— —ейчас завершаютс€ испытани€ топлива в ”фе,  азани,  раснодаре, на севере. ѕосле этого мы сможем продавать бензин в федеральные аэропорты и страны ближнего зарубежь€, — говорит ёрий. — ќдна марка нашего бензина используетс€ в вертолетах «–обинсон» и легкомоторных самолетах, а друга€ подходит дл€ малой авиации — так называемого «кукурузника» јн-2. ƒо 2017 года авиаторам приходилось закупатьс€ за рубежом, теперь, надеемс€, они совсем откажутс€ от импорта.

«Ќе соблюдать — не выгодно»

ѕроизводство на заводе идет в закрытой системе на всех стади€х: от загрузки сырь€ до налива в цистерну ничего не попадает из атмосферы и ничего в нее не улетает. Ёто значит, что ущерба окружающей среде нет.

Ќа территории завода — чисто и зелено
Ќа территории завода — чисто и зелено

— ¬се газы, которые получаютс€ в процессе производства, уход€т на дожигание в технологические процессы, вредные выбросы в атмосферу мы не «дуем» вообще, — говорит ёрий —кринник. — » когда стерлитамаковцы жалуютс€ на качество воздуха, с уверенностью могу сказать, что наше производство его не загр€зн€ет.

— Ёто подтверждают и пробы, которые регул€рно отбирает лаборатори€ промышленной санитарии «—алаватского нефтехимзавода», — подключаетс€ к беседе начальник управлени€ охраны окружающей среды јнатолий  усакин. —  огда объ€вл€ют режим неблагопри€тных метеоусловий, цеха снижают нагрузку, а лаборанты выезжают в город на контрольные замеры воздуха. ƒл€ уменьшени€ нагрузки на воздушную среду мы строго придерживаемс€ нормативов допустимых выбросов, утверждЄнных –осприроднадзором. „то касаетс€ очистки производственных стоков, компани€ поручает эту работу соседнему профильному предпри€тию, оставл€€ за собой функцию контрол€. Ќарушение природоохранного законодательства оборачиваетс€ огромными штрафами в сотни тыс€ч рублей, поэтому не соблюдать нормативы не выгодно.

ћнение экологов

¬от что ответили на запрос Ufa1 о вли€нии на окружающую среду «”правл€ющей компании "“ј” Ќефте’им"», в ведении которой наход€тс€ «—терлитамакский нефтехимический завод» и «—интез- аучук», в —терлитамакском территориальном управлении ћинистерства экологии Ѕашкирии.

— ¬ 2015 году в отношении предпри€ти€ была проведена планова€ выездна€ проверка, в ходе которой нарушений природоохранного законодательства не вы€влено, — сообщил начальник управлени€ јзат ’айбуллин. —  роме того, с момента начала осуществлени€ де€тельности предпри€тий и по насто€щее врем€ жалоб в части нарушени€ природоохранного законодательства в управление не поступало.