Уфимские железнодорожники отпраздновали юбилей моста: в сентябре сооружению исполнилось 130 лет. Переправа через Белую в районе Нижегородки строилась два года и была сдана в 1888 году. Открытие стало важным событием в жизни Уфы: мост не только позволил проезжать поездам через реку, но и проложил путь в сторону Челябинска, соединив Поволжье с Южным Уралом.
Проектировщик переправы — петербургский инженер Николай Белелюбский — при строительстве уфимского моста впервые применил изобретенный им тип шарнирной конструкции. Через два года это нововведение было удостоено золотой медали на Эдинбургской выставке. За рубежом его прозвали «русским типом опирания».
Фермы для сооружения изготовили на знаменитом Воткинском заводе в Удмуртии.
Чтобы не строить еще один мост (через Дему), русло этой реки искусственно выпрямили и соединили с Белой выше по течению.
В 1888 году мост торжественно открыл министр путей сообщения, адмирал Посьет.
Интересно, что изначально по мосту можно было ходить по специальным боковым настилам, но в дальнейшем переправу для пешеходов закрыли.
1919-й стал для моста годом разрушительным: одно из шести пролетных строений взорвали колчаковцы во время событий Гражданской войны. Мостостроителей, восстановивших переправу, телеграммой поздравил лично вождь мирового пролетариата.
Не удивительно, что строение, имеющее стратегическое значение, в наши дни охраняется круглосуточно.
За безопасностью следят дозорные на вышках, а ворота стерегут грозные псы.
Подступы к мосту, огороженные танковыми ежами с колючей проволокой, — словно декорации для военных фильмов.
За минувший век мост неоднократно ремонтировали: в конце 30-х усиливали пролеты, в начале 50-х реконструировали, а в 90-е заменили пролеты царского времени на современные.
Если вы хотите поделиться интересной информацией, то присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7 987 101–84–78. Подписывайтесь на наш канал в Telegram.