Высокие технологии прочно вошли в нашу жизнь. Оплатить штрафы, записаться к врачу или поставить ребенка в очередь в садик теперь можно нажатием одной кнопки в мобильном приложении «Госуслуги».
Портал появился в 2009 году. Тогда систему запустили в тестовом режиме. За пять лет ею стали пользоваться три миллиона человек по всей стране. В 2014-м создали мобильное приложение и даже украсили улицы Уфы плакатами: «Госуслуги — проще, чем кажется».
С этим утверждением готова поспорить уфимка Гульназ: женщина не выходя из дома решила оформить загранпаспорт. Пользователям предлагалось не только сэкономить время, но и получить скидку в 30 процентов на оплату госпошлины. Казалось бы, одни плюсы!
Корреспонденту Ufa1 женщина рассказала, как уже неделю безуспешно борется с порталом за право выезда за рубеж и обещанную скидку.
«Заполни, отправь, подожди»
Чтобы через мобильное приложение заказать загранпаспорт на 10 лет и заполнить все необходимые сведения, должно уйти всего 15 минут. По крайней мере так уверяла сама программа. Дальше — еще проще: дождаться приглашения в паспортный стол, оплатить госпошлину и явиться в отделение — сделать электронную фотографию.
— Решили всей семьей делать загранпаспорта, осенью хотим лететь в отпуск. А тут знакомые подсказали, что на «Госуслугах» скидка. Вот и ввязались в авантюру. 15 июня подали втроем документы, а оплатить госпошлину программа не дает. Уже пять дней прошло, и никто не может помочь, — рассказывает уфимка Гульназ.
Приглашение в отделение женщина получила, вот только желанную скидку — 2,5 тысячи рублей за паспорта для двух взрослых и ребенка — никто кроме портала предоставить не может, а «кнопка» в приложении не работает.
Мучается весь район
По совету сотрудника портала «Госуслуги» женщина обратилась за помощью в местный паспортный стол, но и там ее не обрадовали.
— Мне сказали, что это технический сбой. В одном Демском районе 600 человек мучаются из-за проблемы, и никто помочь не может. Заодно вручили мне квитанции на оплату полной стоимости, — продолжает Гульназ. — Зато в паспортном столе пусто, никаких очередей. Все, кто не желает экономить, могут без труда отдать документы на загранпаспорт.
Заветные бумаги Гульназ взяла, но с походом в банк решила повременить и все же попробовать прорваться через приложение. Правда, времени у нее осталось немного: в паспортном столе предупредили — с 1 июля стоимость госпошлины на взрослого с 3,5 повысится до 5 тысяч рублей. Причем даже если у Гульназ на руках будут оплаченные квитанции, ей придется доплатить разницу.
Заявка на отмену заявки
Последней надеждой на скидку стал звонок в службу поддержки портала. Оператор на горячей линии успокоила: рассказала, что скидку можно получить и у сотрудников паспортного стола. Для этого у них нужно попросить некий УИН — это что-то типа квитанции на госпошлину за минусом скидки в те самые 30 процентов. А по этой «бумажке» все-таки оплатить госпошлину с помощью тех же «Госуслуг».
— Но в паспортном столе мне заявили, что про УИН слыхом не слыхивали и скидок предоставлять не уполномочены, какой-то замкнутый круг! — возмущается Гульназ.
По совету службы поддержки женщина обратилась в управление миграции, чтобы пожаловаться на паспортный стол. Тут-то все и прояснилось.
— В управлении по вопросам миграции пояснили, что счет на оплату из-за сбоя программы они попросту не видят. Поэтому и не могут предоставить УИН. Единственный выход — отменить старые заявки и подать новые. С неполадками вроде справились, теперь кнопка на оплату госпошлины должна появиться, — выяснила Гульназ.
Отменить заявку оказалось тоже непросто, на это потребуется какое-то время. Портал так и сообщил: «Ваше заявление в процессе отмены», а сколько это будет в часах или днях, указать не потрудился. Но Гульназ надеется успеть — за оставшиеся десять дней отхватить загранник по старым ценам со скидкой.
«С ошибками боремся»
По словам специалистов Госкомитета РБ по информатизации, с подобной проблемой столкнулись не только в Уфе, но и по всей России. Всему виной технический сбой, который произошел в системе «Госуслуг».
— Портал федеральный, его услугами пользуется колоссальное число людей. Систему постоянно совершенствуют, но периодически нестабильной работы не избежать, — рассказала Алевтина Даутова. — Сейчас технические недочеты устраняются. На сайте есть предупреждение о возможных сбоях, можно подписаться на уведомления. Как только проблема будет решена, в системе появится оповещение. С любыми вопросами можно обращаться на горячую линию «Госуслуг» или в электронном виде писать обращение. Специалисты всегда готовы помочь с проблемой.