29 мая пятница
СЕЙЧАС +14°С

Испытано на себе: как в Башкирии за пару часов стать изобретателем

Корреспондент UFA1.RU придумала чудо-нож для нарезки пластиковых бутылок

Поделиться

А еще всем желающим разрешили побыть химиками — не смогла удержаться

А еще всем желающим разрешили побыть химиками — не смогла удержаться

О том, что совсем недавно в Благовещенске появился технопарк «Кванториум», редакции UFA1.RU рассказали на местном заводе. Собственно, с легкой руки предприятия некогда заоблачный федеральный проект — на здание и высокотехнологичные аппараты нужны немалые средства — стал реальностью и воплотился в жизнь.

Зачем нужен «Кванториум» и какие навыки можно развить с его помощью, корреспондент UFA1.RU прочувствовал на собственном опыте.

3D-бейджики и нарисованные книги

В технопарк меня пригласили почему-то обязательно вместе с 10-летним сыном.

 — Ребенку будет особенно интересно, приезжайте — не пожалеете, — пригласила нас представитель шефского завода Александра Коптелина.

Перед новинками прогресса дети не пасуют

Перед новинками прогресса дети не пасуют

И вот в субботу, с утра пораньше, рассекая ливень на приехавшем специально за нами автобусе, мы летим в Благовещенск. Благо путь близок — всего каких-то 40 минут, и мы на месте. Да от ВАЗа до Телецентра и то дольше ехать.

Одноэтажное скромное здание технопарка стоит особняком на краю улицы. А внутри на площади 800 квадратов — царство пластика, стекла и металла. Ни мусора, ни разрисованных рожицами стен — трудно поверить, что здесь занимаются дети, а не какие-нибудь высоконаучные сотрудники.

 — Мама, а можно я посмотрю, что тут есть? — почему-то шепотом поинтересовался сын и исчез в сияющем чистотой коридоре.

Наконец прибыли все приглашенные, и нас провели в просторный зал с рядами легких алюминиевых стульев. На фронтальной стене красовался огромный экран, в углу — проектор, боковую стену от угла и до угла занял стеллаж высотой до потолка. Книги выглядели странно: все одного роста и лишь трех цветов — синие, красные и зеленые.

 — Интересно, что тут школяры читают? — я потянулась за книгой и… остолбенела: фолианты оказались нарисованные!

 — Дай-ка телефон, — подскочил отпрыск и стал наводить камеру на квадратик с точками на корешке. — Мама, ты не знаешь что ли? Это QR-код, его сканируют, запускается сайт, и нужная книга загрузится сама.

Таблички с именами гостей кванторианцы распечатали на 3D-принтере

Таблички с именами гостей кванторианцы распечатали на 3D-принтере

Ишь, какие дети умные пошли. Тут всем присутствующим раздали значки с именами — их специально к нашему приезду ученики технопарка распечатали на 3D-принтере.

 — Мы работаем командами, — стала вводить нас в курс дела сотрудник Татьяна. — Мы поставим перед вами задачу, а вы по методу ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) будете ее решать.

Детей куда-то увели, Татьяна немного рассказала про метод ТРИЗ, а потом повела нас на экскурсию по зданию.

Темная комната

В помещении без окон стены и пол светились и моргали.

 — На полу вы видите проекцию игры — такие же программы будут учиться писать наши воспитанники. На одной стене — прибор для изучения электрического поля, на другой — цикл производсвта заводов «СИБУР» по всей России. Нужно вот так провести рукой, — Татьяна делает пасс вдоль стены, и на схеме проступают стрелки, начинают двигаться вагончики, из заводских труб валит пар. — Это токопроводящие чернила, можно отследить весь процесс на заводе от поступления сырья до готового продукта.

Придумать программу для проектора воспитанникам «Кванториума» по зубам

Придумать программу для проектора воспитанникам «Кванториума» по зубам

Сортируем и формируем

Основной упор в благовещенском «Кванториуме» на вторичную переработку пластика. Еще бы — это ТРИЗ от шефского предприятия. Вот такая установка помогает разделить бесцветные пластиковые бутылки от цветных.

Цветовой анализ тары в технопарке превращается в игру

Цветовой анализ тары в технопарке превращается в игру

Это установка для переработки отходов. Стенд сделали в Санкт-Петербурге специально для благовещенских ребят. В единственном экземпляре, между прочим. 30 секунд дикого скрежета, и полулитровая ПЭТ-бутылка превращается в порошок. Шнек (как в мясорубке) проталкивает крошки в специальный контейнер и нагревает. Еще 30 секунд, и стружка спекается вот в такую таблетку. Сырье для дальнейшей переработки готово.

Установка для переработки ПЭТ-бутылок — мясорубка и сковородка в одном корпусе

Установка для переработки ПЭТ-бутылок — мясорубка и сковородка в одном корпусе

Коллективный разум

Следующая комната и не комната вовсе, а почти настоящий лес: под ногами шуршит трава и свежесрезанные ветки, а вокруг высятся елки. Разумеется, пластиковые.

 — Задача: вы оказались на природе, вам нужно укрыться на ночь от дождя и ветра. У вас есть только пакетик с яблоком, контейнер с печеньем и полбутылки воды, — дает вводную Татьяна. — Постройте надежное укрытие.

Все, что мы стали делать дальше, отлично описал Крылов в басне «Мартышка и очки». Мы вертели ветки так и эдак, прилаживали их друг к другу, переплетали между собой «косичками» и перехватывали разорванным на полоски мешочком. Все было тщетно: с таким набором предметов построить из подручных материалов ничего приличного нельзя. Это фиаско.

Знание свойств веществ пригодится даже на природе

Знание свойств веществ пригодится даже на природе

Огонь без спичек — это не выдумка

Из «леса» нас выводят в настоящую химическую лабораторию. В углу возле вытяжки в обнимку с перегонной установкой над ноутбуком корпит 17-летний школьник Дима. Он изучает разделение воды и этилового спирта. Мешать ему не будем: наша цель — под вытяжкой.

 — В методе ТРИЗ мы используем сведения о свойствах материалов. Как можно разжечь огонь без спичек? Какой металл горит? Как взаимодействуют друг с другом вещества? На эти вопросы наши ученики ищут ответы в этой лаборатории, — Татьяна подводит нас к столу за защитным стеклом. — Вот наглядный пример: что будет, если к обычной марганцовке добавить пару капель простого глицерина?

Доброволец кладет бурые кристаллы марганцовки в чашку Петри, добавляет из пипетки спирт. Секунда, две, три.. И вдруг перманганат вспыхивает ярким пламенем. Чудеса, да и только.

Перманганат вспыхивает ярким пламенем. Чудеса, да и только

Перманганат вспыхивает ярким пламенем. Чудеса, да и только

«Дети не боятся быть смешными»

 — Наши дети проделывали все то же самое? — с тревогой изумляется чей-то папа.

 — И поверьте, остались очень довольны, — улыбается Таня. — А теперь скажите: какой материал крепче: мешочек, контейнер или бутылка?

Волонтер по очереди рвет и мечет пластик: мешок разлетается в хлопья, контейнер — на острые осколки. Стоически сносит пытку лишь бутылка.

 — Значит, чем нужно было фиксировать ветки вашего шалаша? — ни с того ни с сего вопрошает Таня. — Правильно, бутылкой. Вот вам молоток, бруски, ножовка, канцелярский нож и болты, можно пользоваться тисками — придумайте, как сделать из ПЭТ крепеж.

Вот с таким набором инструментов нам следовало сотворить чудо

Вот с таким набором инструментов нам следовало сотворить чудо

Мартышка и очки, часть вторая: взрослые потеют, скребут затылки и оторопело вертят в руках инструменты.

 — Да-а, — сокрушается Таня, — дети быстрее вас сообразили, что нужно делать: они не боятся быть смешными и предлагать абсурдные идеи.

Уязвленные, мы зашевелились.

 — А что если бутылку нарезать ножом на ленту? Только его нужно как-то закрепить и водить вокруг бутылки, — робко шепчу я из-за чьей-то могучей спины: ну, а что, велено же быть смелее и изобретать.

Еще час мы возимся, пытаясь зафиксировать в тисках то бутылку, то лезвие, то оба предмета сразу — идея с лентой оказалась правильной. Но это было полдела: мы должны были с помощью подручных средств соорудить полуавтоматический метод добывания ленты из ПЭТ-бутыли — тянешь за хвостик, тара вращается вокруг своей оси и сама собой нарезается на спиральную полоску.

Увы, сколько мы ни пыхтели, так дело до ума и не довели: то нож лопнет, то лента оборвется, то все сразу из рук выпадет.

 — Ну что же, времени у нас больше нет, — вздохнула Таня. — Возьмите ленту, которую нарезали ваши дети, — они аж две бутылки искромсали.

Да, видимо, изобретать, действительно, нужно учиться с детства.

«+10 баллов на ЕГЭ»

 — Программы для управления виртуальной реальностью, интерактивный пол в темной комнате — научиться создавать можно все, было бы желание, — говорят сотрудники «Кванториума». — В нашем технопарке — четыре модуля с повышающимся уровнем сложности. Дети знакомятся с техникой, а потом по методу ТРИЗ учатся решать поставленные задачи — их разрабатывают наши методисты и московские кураторы. Поначалу решений у одной задачи много, но условия усложняются, а варианты решений сокращаются — так мышление приобретает гибкость. Наш проект — федеральный, все дети обучаются абсолютно бесплатно. Ребята получают здесь багаж знаний, который будет помогать в жизни и учебе. В наших выпускниках заинтересованы и вузы — призовые места на кванторианских олимпиадах дают +10 баллов при поступлении.

Учиться изобретать нужно с детства: ребята справились  с задачей быстрее и лучше взрослых

Учиться изобретать нужно с детства: ребята справились с задачей быстрее и лучше взрослых

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!