Когда пассажирские перевозки станут безопасными?

Поделиться

«Сказать, сколько автобусов осуществляют пассажирские перевозки в Башкирии, мы не можем. Мы можем назвать только количество лицензиатов», – заявил на совещании начальник Управления государственного автодорожного надзора по РБ Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Сергей Мережко. УГИБДД МВД по РБ может сообщить, сколько всего автобусов зарегистрировано в Башкирии, но сколько из них ездит, а сколько – нет, не скажет никто. Одна из главнейших проблем в сфере пассажирских перевозок – компании, работающие по серым схемам.

Расписываются ли власти в своей беспомощности навести порядок в этой сфере? Отчасти складывается такое впечатление, что да. Но большие надежды они возлагают на принятый недавно ФЗ №220, который предусматривает жесткие меры наказания для тех, кто пренебрегает правилами перевозок и рискует жизнью пассажиров. Также в Управлении государственного дорожного надзора просят помощи у населения: жалуйтесь на плохих водителей!

Путевые листы выписывают пачками

Череда страшных ДТП с участием пассажирских автобусов в России этим летом пугает: Красноярск, Омск, Хабаровск... Башкирию беда тоже не обошла стороной – туристический автобус Анапа–Магнитогорск съехал в кювет, пострадало 30 человек. Сегодня, 12 августа, на совещании Сергей Мережко сообщил, что, по версии следствия, водитель в этом случае мог уснуть за рулем, хотя «вроде бы и отдыхал на заднем сидении», но «только сел за руль и уснул».

Не допустить повторения такой беды – главная задача при обеспечении пассажирских перевозок.

Основные нарушения, которые регулярно выявляют инспекторы: не проводится должным образом инструктаж водителей до рейса, не проводятся медицинские обследования, не проводятся технические осмотры техники.

«Путевые листы выписывают пачками на несколько дней вперед, раздают заранее медицинские справки, – говорит Сергей Мережко. – А начинаем разбираться, тут же появляются написанные задним числом объяснительные от водителей, что автобус они брали для личного пользования и когда их остановили, они якобы родственников везли, а не пассажиров. Так владельцы автопредприятий пытаются уйти от административной ответственности». Либо, как говорит Сергей Мережко, многие предприниматели предпочитают платить штрафы (если суд выносит решение оштрафовать, а не как это часто бывает, просто ограничиться предупреждением), чем устранить нарушение.

Еще одно распространенное нарушение в сфере пассажирских перевозок – это несоблюдение соотношения труда и отдыха у водителей. Не выспавшиеся водители садятся за руль, либо едут неподготовленные по маршруту. Нельзя снимать с городского маршрута человека и отправлять его в междугороднюю поездку. «Не может человек двое суток ехать, если он поспал на матрасе, который расстелил на заднем сидении автобуса», – говорит Сергей Мережко.

Заказные автобусы как регулярные рейсы

Основная претензия присутствовавших на совещании владельцев автотранспортных предприятий к властям: помогите нам бороться с нелегальными перевозками.

«Мы 13 лет работаем на рынке официально, платим все налоги. Но у нас есть предприятия, которые получают разрешение на заказные рейсы, а на самом деле постоянно ездят на регулярных маршрутах, – говорит предприниматель из Кумертау Оксана Кузнецова. – К нам оттуда приходят потом водители работать и рассказывают, что они просто не оформляют людей официально, не платят налоги, просто работают как бомбилы».

«У государственных перевозчиков и крупных компаний все более-менее правильно, основные нарушения – у небольших ЧП, – говорит один из руководителей автопредприятия Азамат Кусяпов. – Я сам недавно ехал как пассажир в таком автобусе, водитель и курит, и по телефону разговаривает, и пачка путевок у него заранее приготовленных уже лежит. И слова ему не скажи, и замечания не сделай».

«Железа на Урале много, а жизней человеческих никто нам не простит. Такие тяжкие ДТП очень бьют по психике водителей, – считает инженер по безопасности ООО «Южный» Александр Мажаров. – Есть не просто легальные-нелегальные перевозчики, есть понятие порядочные и непорядочные водители. Очень много в нашей сфере посторонних людей. Их нужно гнать отсюда».

ФЗ №220 поможет

Сергей Мережко считает, что принятый в июле ФЗ №220, подробно регламентирующий вопросы пассажирских перевозок, поможет переломить ситуацию. Закон предусматривает серьезные штрафы за различные нарушения, даже за парковку автобуса во дворе дома, где живет водитель, а не у автотранспортного предприятия. Об этом недавно в ходе онлайн-конференции говорил и Главный госавтоинспектор республики Динар Гильмутдинов. Он также считает, что принятый закон поможет навести порядок с автоперевозками.

Закон будет вступать в силу поэтапно, так как много вопросов там связано с участием в муниципальных тендерах на получение лицензии на осуществление пассажирских перевозок. Нужно дать муниципалитетам время на переход.

«Если у водителя во время работы на маршруте не будет на руках маршрутная карта на перевозку, будет легче доказать, что компания занимается не заказными, а регулярными перевозками», – считает Сергей Мережко.

В пример инспектор приводит другой федеральный закон №248, недавно вступивший в силу. Он регулирует грузовые перевозки и позволяет штрафовать за перегруз или негабаритный груз не только водителя, но и его руководителя-перевозчика, погрузочную компанию и грузоотправителя.

По словам Сергея Мережко, за три недели проверок было выявлено всего несколько нарушений – это значит, что перспектива получить огромный штраф (до 500 рублей) удерживает от соблазна взять в дорогу побольше груза, чем обозначено на бумагах. Большее, чем положено количество тонн на борту, это лишняя нагрузка на ось, повышается вероятность поломки и аварий.

Пассажиры, помогите!

Сергей Мережко призывает и пассажиров помогать инспекторам. «Недавний пример. Вечерний рейс Уфа–Екатеринбург, проверяем документы, выявляем множество нарушений. Из 18 пассажиров никто не согласился помочь нам, подписать документы, – рассказывает Сергей Мережко. – А потом в суде владелец предприятия скажет, что это был рейс не для пассажиров, а для друзей и родственников, и ни с кого денег они не брали. А на представленных нами фотографиях – мол, родственники водителя. Доказать обратное мы не можем без подписей пассажиров. А суд встанет на сторону ответчика, по закону это мы должны доказать вину».

Мало кто берет у водителя билет при посадке в автобус. Между тем билет – это главный документ, с помощью которого можно доказать, что человек ехал именно в этом автобусе и получил травму при ДТП. «Требуйте билет!» – говорит Сергей Мережко.

ТЕКСТ

оцените материал

    Поделиться

    Увидели опечатку?
    Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
    13 авг 2015 в 10:55

    Никогда.

    Гость
    12 авг 2015 в 16:22

    Когда в Уфе запретят пазики?

    18 авг 2015 в 13:39

    Есть и хорошее в Башкирии, например ГАИ у Вас строже, чем где-либо, а это сдерживает, дисциплинирует. В маршрутке водители собирают плату, когда остановятся. У нас в Челябинске на ходу после начала движения все мелочь суют, водитель едет (если это можно назвать так!), считает, сдаёт, роняет, пассажиров пересчитывает и немного рулит! У нас на маршрутках только азиаты работают, их эти копейки устраивают, не спят, не отдыхают, бедные, рулят и рулят, один в озеро всех увёз, много столбов у нас уронили! В Уфе и электротранспорт дисциплинированней, а на ж/д вокзале даже безалкогольное пиво на 2 этаже перестали торговать! МОЛОДЦЫ!