Город Можно ли заработать на культуре в Уфе?

Можно ли заработать на культуре в Уфе?

Работники культуры считают утопичными планы к 2018 году вдвое повысить заработную плату в данной сфере. Однако эксперты полагают, что культура станет самоокупаемой, если воспитывать вкус у ее потенциальных потребителей и лишить учреждения господдержки.

Культура ищет финансирование

Глава Башкирии Рустэм Хамитов подвел промежуточные итоги Года культуры в регионе. Отдельно он коснулся вопроса оплаты труда работников данной сферы. Официально они зарабатывают в два раза меньше, чем жители региона в среднем, – около 14 тысяч рублей. К 2018 году оплату работников культуры обещают удвоить.

«В последние годы заработная плата работников культуры была в два раза ниже уровня среднереспубликанской. В прошлом году мы довели ее до 56%, в муниципальных учреждениях культуры – до 52% от среднереспубликанской. Цифра достигла 11,7 тысячи рублей. Конечно, этого мало. Надо повышать до 16,7 тысячи рублей, что составит 65 процентов от средней заработной платы по республике. Денег нужно много – 450 миллионов рублей. Надо искать финансирование», – передает слова Рустэма Хамитова пресс-служба президента.

«В Кугарчинском районе выделили шесть квартир работникам культуры, в Туймазинском – четыре квартиры, в Гафурийском – две квартиры. В других районах одну или две квартиры выделят или где-то угол найдут. В целом, эта проблема пока решается не очень хорошо. Для работников республиканских театров, концертных учреждений в Уфе построен дом. Там тоже квартиры выданы, но пока всего это немного», – сказал Рустэм Хамитов.

Театры ждут зрителей

Доцент кафедры маркетинга и рекламы БашГУ Михаил Бреслер считает, что культура сможет зарабатывать только, если появится интерес у зрителей. «Если люди имеют удовольствие, они за него платят», – сказал Михаил Бреслер.

«Сформировать спрос у населения можно, в том числе, создавая грамотную политику. «Ходить в театры, музеи, галереи, на концерты – это такой современный тренд, это действительно престижно. При этом потенциальных зрителей, людей, которые потянутся в учреждения культуры, у нас, в Уфе, очень много. Показательными стали такие мероприятия как "Симфоническая ночь" и "Ночь музеев"», – поделилась мнением музыковед, преподаватель училища искусств Алиса Сабирова.

«Когда я руководил башкирским театром оперы и балета, мы заработали больше, чем в предыдущие годы. Нельзя сказать, что это случилось само собой. Это стечение обстоятельств: были новые концерты, постановки, больше людей стали приходить к нам», – рассказал экс-художественный руководитель башкирского театра оперы и балета Нариман Сабитов.

Бизнесу нужны гарантии

Сегодня масштабные культурные проекты – «Симфоническая ночь», «Ночь музеев» – финансируются из бюджета региона. «Грантовая поддержка тоже идет неплохо. Благодаря республиканским грантам общей суммой 106 миллионов рублей мы сегодня поддерживаем и высокое искусство, и массовое участие людей в творческих проектах. К примеру, в этом году финансовую поддержку получили восемь народных проектов», – рассказал Рустэм Хамитов.

Бизнес от подобных акций пока держится в стороне. «В вопросах, касающихся финансового участия бизнеса в поддержании культурной жизни Башкирии, нужна взвешенная политика власти. Наставлениями и призывами проблему не решить. Если мы хотим, чтобы частный капитал участвовал в общественно значимых проектах, должны создаваться условия для окупаемости затрат и получения прибыли инвесторами. Думаю, что такой вариант партнерства вполне жизнеспособен, ведь уже сейчас мы видим примеры успешного сотрудничества власти и бизнеса на поприще строительства спортивных объектов и гостиниц», – считает директор по продажам представителя ЗАО «Финам» в Уфе Руслан Валиев.

Культура – перспективный рынок

Другие собеседники портала Ufa1.ru на своем опыте доказывают, что на культуре заработать вполне реально. Однако представители данной сферы должны поменять свой менталитет и перестать надеяться на государственную помощь.

«Работники культуры делятся на два вида: бюджетники и частные инициативные лица. Первым платит государство за развитие художественной самодеятельности и производство зачастую неокупаемых изданий, на которые принудительно подписываются те же самые сельские библиотеки. Если культура должна, по мнению государства, зарабатывать сама, то завтра же все бюджетные издания и коллективы нужно финансирования лишить. Кто выживет, тот и будет пить шампанское. Подозреваю, что выживут именно инициативы частных лиц, которые давно привыкли жить в капиталистическом мире и создавать коммерчески привлекательный продукт, не лишенный богатого внутреннего содержания», – считает искусствовед Кристина Абрамичева.

«Если бы от каждого зрителя зависели зарплаты смотрительниц, вахтеров, директоров и замов по науке, отношение к нему стало бы совсем другим. Намного любезнее к своим посетителям стали бы и бюджетные организации, например музеи, где часто работают по советской системе обслуживания: «ходют тут всякие, топчут». Так что, к чему все эти полумеры? Хотите, чтобы культура зарабатывала? Лишите ее своего иждивения, вот только тогда она и начнет зарабатывать», – добавила Кристина Абрамичева.

«Заработать на культуре можно, если понять, что этот рынок очень перспективный, и каждый день просто работать в этой сфере: организовывать выставки, концерты, демонстрировать успешность авторов и востребованность их творчества, создавать общественные организации, объединяющие профессиональных участников рынка культуры, вырабатывать правила игры на этом рынке и оказывать услуги высокого качества», – считает директор центра современного искусства «Облака» Валериан Гагин.

Однако собеседник подчеркивает, что нужно воспитывать хороший вкус у людей. «Мы должны четко и понятно донести до общества, что работа автора, художника, артиста, поэта уникальна, интересна и не может быть не востребована и не оплачена. Все, что делается автором, заведомо дороже, потому что создается в единственном экземпляре и неповторимо. А для этого мы должны поднять статус автора. Поскольку контакт автора и общества проходит не напрямую, а через некие культурные институции, специализированные организации, то у этих организаций должна быть выработана единая политика, направленная на повышение и поддержание статуса художника, автора как успешных, востребованных и популярных», – добавил Валериан Гагин.

Артисты сознательно идут на жертвы?

«Повышение зарплат работников культуры к 2018 года – это скорее утопия. Вообще, заработать деньги на творчестве сложно. Это и не является ее целью. Работники культуры знают, на что идут. В их поступках есть доля жертвенности, но и выбора у них нет», – считает Нариман Сабитов.

Тем не менее сами артисты не хотят изменять своей профессии, а зарплату не считают единственным источником дохода. «Я начал заниматься музыкой с пяти лет. В старших классах я понял, что в другой профессии я себя не вижу. Музыка – это моя жизнь. Сегодня я доволен своей зарплатой, и это не единственный источник дохода. Есть и другие заказы. Кроме того, всегда нужно совершенствовать свое мастерство, нельзя стоять на месте. Вообще, я считаю, что человек, который занимается любимым делом, может хорошо заработать и будет доволен, даже имея средний доход», – рассказал дирижер Линар Давлетбаев.

«Зарплата, конечно, не покрывает эмоциональных и других затрат актера. Если актрисы еще могут рассчитывать на то, что содержать семью будет муж, то, конечно, мужчинам тяжелее. Но уйти из профессии сложно. Когда возникают такие мысли, понимаешь, что актерская профессия как вирус. Отказаться от нее просто невозможно», –сказала актриса Русского драматического театра Айгуль Шакирова.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем