Город Ломая барьеры в мире зрячего большинства

Ломая барьеры в мире зрячего большинства

«Если бы мы ей не навязали свой мир зрячих, может, она бы и не думала, что имеет какой-то недостаток». Эти слова уфимки Лили Рахимовой полностью поменяли мое отношение к слепым людям. Она произнесла их, говоря о своей 11-летней дочери Камиле, перед которой с рождения мир предстает только в богатой палитре звуков. Таких людей, которые воспринимают окружающую действительность иначе, очень много. Им действительно нужно много работать, чтобы выучить правила игры мира зрячих. Только тогда они могут более или менее комфортно соседствовать с нами. Но, к сожалению, мало кто из зрячего большинства считается с правами других людей.

Затянули спорт, сцена и соцсети

«Когда дочери было четыре месяца, врачи в Санкт-Петербурге сообщили, что мы опоздали, ребенок видеть не будет. Она была недоношенной. Ее поместили в специальную камеру для таких детей. Вероятно, сетчатку прожгла лампа этой самой камеры. 0,2% недоношенных слепнут по этой причине», – рассказала мама девочки Лиля, угощая меня чаем.

Сейчас, глядя на успехи Камилы, трудно подумать, что у нее какой-то недуг: девочка занята с утра до вечера: занятия в специальной школе-интернате для слепых и слабовидящих детей №28, уроки вокала, плавание. Мама жалуется, что ее дочь теперь мало читает, все книги заменил Интернет и общение в соцсетях. «Компьютер мне купили недавно и установили специальную программу для незрячих. То, что вы видите на экране, я слышу, поэтому могу общаться со своими друзьями-спортсменами из-за рубежа в социальной сети», – поделилась Камила, ловко печатая на ноутбуке и показывая мне свою страничку в соцсети.

Камила Рахимова в этом году стала дипломантом фестиваля детского творчества для детей с ограниченными возможностями «Ломая барьеры»

На стене висят дипломы музыкальных конкурсов, медали с чемпионатов и фотографии, где улыбчивая девочка стоит на лыжах и катается на велосипеде.

«Конечно, мы всегда находимся рядом и подсказываем направление. Но самостоятельно она гоняла только в парках, так как бордюры не приспособлены к передвижению инвалидов. Сейчас папа приделал к своему велосипеду еще один, поменьше, поэтому Камила крутит педали, а отец рулит», – рассказывает о новом достижении дочери Лиля.

По словам матери, девочка начала заниматься спортом в шесть лет по настоянию самих тренеров. «Ребенок первые годы постоянно болел. Но тренер по плаванию предложила заниматься с ней. У нее был большой опыт работы, но со слепыми детьми она никогда не работала. Я очень боялась за здоровье ребенка. Как же она маленькая, хрупкая, будет плавать в холодной воде «Нефтяника», первое занятие я провела вместе с ней в бассейне», – поделилась переживаниями Лиля.

Сейчас Камила выступает на федеральных соревнованиях по плаванию, хотя пока призовые места ей не дают. Она участвует вне конкурса из-за юного возраста. Однако, несмотря на то, что девочка уже окрепла, мама беспокоится за нее. «Я бросила работу, как родилась Камила. Теперь занимаюсь только дочкой. Хотя понимаю, что такая опека может когда-нибудь выйти боком. Она все-таки должна обходиться без посторонней помощи, но при нашей инфраструктуре это сложно», – говорит уфимка.

По улицам Уфы с тростью и навигатором

При спецшколе Камилы есть интернат, где дети со всей республики учатся самостоятельности. Родителям предлагают отдать туда дочь, где она, по мнению учителей, пройдет школу жизни. «Но никакой школы жизни я для нее не хочу. Ребята из интерната, конечно, молодцы. Они даже приспособили навигаторы под свои нужды. Закачивают программы в телефоны и передвигаются по городу с их помощью. Правда там есть погрешности метров в 30. Страшно дочь выпускать на улицу одну. Часто бывает, что слепые попадают в ДТП: машины сбивают их самих или ломают их палочки», – рассказала мама девочки.

По мнению матери, ребенка можно научить самостоятельности и дома, главное заниматься с ним. «Дочка умеет даже отделять желток от белка, только пока не может включать газовую конфорку. Другого слепого мальчика из ее школы учат пользоваться спичками так: зажигают, а он отсчитывает секунды, пока не начнет обжигать пальцы. Теперь мальчик даже баню топит, но я думаю, мы обойдемся и без спичек», – рассказала уфимка.

Уроки мимики для незрячих

Но кроме бытовых вопросов сложнее всего слепым обучиться тому, что для зрячих нормально – мимике.

«Камила кроме спорта занимается вокалом, преподавательница тоже раньше не работала со слепыми. Иногда, чтобы ребенок понял технику исполнения, учительница прикладывает ее руки к своей шее, чтобы дочь почувствовала, как нужно напрягать голосовые связки. Кроме этого, они изучают мимику и артикуляцию. Может быть, замечали, что слепые певцы поют монотонно? Иногда бывает и так, что мимика незрячего совершенно не подходит его настроению», – рассказывает уфимка Лиля.

Как и все мамы, Лиля относится к проблеме дочери с большим трепетом, а сама Камила – спокойно и с юмором. «Когда я сопровождаю свою дочь на улице и не замечаю препятствий или кочек, то дочка полушутя спрашивает: «Кто тут слепой? Ты или я?» – делится Лиля.

В рамках проекта «Ломая барьеры» уже до конца года будет запущен сайт для эффективного взаимодействия волонтеров и людей с инвалидностью. Главная задача этой микросоциальной сети – дать возможность тем, кто не может выходить из квартиры, социализироваться дома: дистанционно обучаться, находить удаленную работу, общаться и получать необходимую помощь.

Камила мечтает стать в будущем программистом, как многие ее слепые товарищи, и без смущения отвечает на все вопросы.

«Ты чувствуешь цвета?» – «Иногда, чувствую. Это качество можно развить, в детстве мы занимались с мамой, и я даже угадывала их. Но сейчас я опираюсь на слух».

«Как к тебе относятся зрячие дети? Не обижают?» – «Я со зрячими ребятами общаюсь только в бассейне, но они уже привыкли. Если я делаю то, что смущает зрячих, они мне сразу об этом говорят».

«Незрячие, особенно дети, видят лица собеседников пальцами, то есть ощупывают их. Ты тоже к этому прибегаешь?» – «Некоторые мои незрячие друзья делают так же, но я это не люблю, и многие зрячие такого поведения не понимают. Эмоции людей я распознаю по их интонации».

Общение с Камилой и ее мамой избавило меня от главного недуга нашего общества – жалости к людям с ограниченными возможностями здоровья. Нас не научили общаться с теми, кто от нас немного отличается. Наверно поэтому, мы их или жалеем, или не замечаем вовсе. На самом деле все проще, мы одинаковы, но условия проживания для здоровых и незрячих далеки от равных.

О том, как живется с недугом преподавателю математики уфимской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната №28 Дамире Батраченко, читайте в нашем материале.

Фото: Фото из личного архива семьи РАХИМОВЫХ
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем