Город Из детского дома во взрослую жизнь

Из детского дома во взрослую жизнь

Отзвенели последние звонки в уфимских школах. Тысячи вчерашних учеников навсегда простились с детством. Но есть выпускники, для которых слова о начале взрослой жизни не метафора. Воспитанники образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся

Отзвенели последние звонки в уфимских школах. Тысячи вчерашних учеников навсегда простились с детством. Но есть выпускники, для которых слова о начале взрослой жизни не метафора. Воспитанники образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, покидают ставшие родными стены детских домов и интернатов, чтобы начать новый, самостоятельный этап в жизни.

Сироты – это особенные дети, и адаптация вчерашних школьников в нашем не слишком гостеприимном обществе проходит по-разному. То, как легко воспитанники детских домов смогут освоиться во взрослой жизни, зависит от множества факторов. Не случайно ребенок, имеющий статус сироты или оставшийся без попечения родителей, имеет право на помощь от государства до достижения возраста 23 лет.

Чтобы помочь ребятам сделать первые самостоятельные шаги, необходима система сопровождения выпускников детских домов в период постинтернатной адаптации.

Эта сложная взрослая жизнь

В этом году в Уфе во взрослую жизнь вступает около 200 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Здесь и выпускники детских домов, и те, кто воспитывался в замещающих семьях. При этом часто подобные дети оказываются психологически не готовы к тем проблемам, которые ждут их после окончания учреждения интернатного типа. Из привычной атмосферы детского дома ребята попадают в мир, где о себе нужно заботиться самостоятельно.

«Зачастую дети из детских домов вступают во взрослую жизнь не с совершеннолетием, а раньше: в 15-16 лет, поступая в профтехучилища и техникумы, – отмечает уполномоченный по правам ребенка в РБ Милана Скоробогатова. – Какой ребенок, даже воспитывающийся в семье, проходит безболезненно этот переходный период? Таких единицы! А что говорить о ребенке, который выходит из учреждения интернатного типа. Мы не должны забывать, что питаются такие дети в столовой, одежду не покупают, правильно распределять финансы не умеют».

«Вчерашние воспитанники детских домов оказываются настолько не подготовлены к жизни, – говорит заместитель директора муниципального учреждения «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Семья» Ирина Даниленко, – что их приходится будить на занятия по утрам, следить за посещаемостью в учебных заведениях. Социальные педагоги ходят вместе с ребятами по магазинам, подбирают одежду по сезону, продукты. Взрослые следят за тем, чтобы зимой подросток не ушел на занятия в кедах, в легких сапожках, помогают организовать ремонт, выбрать нужные лекарства. У детишек из детского дома часто нет мотивации к учебе, и если возникает проблема с отчислением, то подключаются все наши службы, чтобы ребенок не остался без образования».

Нам нужен закон о постинтернатном сопровождении

Система сопровождения выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находится в стадии становления. Единый координирующий орган, отвечающий за процесс постинтернатной адаптации выпускников интернатных учреждений и детей из замещающих семей, сегодня в Башкирии отсутствует.

По мнению начальника Управления по опеке и попечительству администрации Уфы Руслана Хабибова, основная проблема постинтернатного сопровождения заключается в том, что сегодня не существует ни одного законодательного акта, который бы его регламентировал. Имеется положение, но сам механизм не прописан. «Нам нужен закон, – уверен Руслан Тагирович, – тогда будут и дополнительные штатные единицы, и организационные мероприятия. Детям нужно помогать, и мы возложили на себя обязанности по заботе о постинтернатном сопровождении. На уровне Уфы утверждена городская модель, которую реализует наше управление совместно с муниципальным учреждением «Центр психолого-медико-социального сопровождения «Семья».

«В течение первых двух лет самостоятельной жизни за ребятами наблюдают сотрудники службы постинтернатного сопровождения, – рассказывает Ирина Даниленко. – Они готовят пакет документов в образовательные учреждения, следят за тем, чтобы права детей не были нарушены. С воспитанниками детских домов ведутся занятия по подготовке к самостоятельной жизни. Ребят учат планировать бюджет, знакомят с инфраструктурой города, работой муниципальных служб. Тем, кто попал в семью, проще – дети учатся у приемных родителей, как вести себя в той или иной ситуации».

Детям-сиротам помогут волонтеры

«В Башкирии реализуется Республиканская программа по постинтернатному сопровождению выпускников детских домов, детей из замещающих семей, на 2011–2015 годы, – говорит Милана Скоробогатова. – Цель программы – создание условий, способствующих наиболее полному раскрытию потенциала и успешной интеграции в общество данных категорий детей. Остается только пожелать, чтобы этой программе сопутствовало хорошее финансовое вливание».

В муниципалитетах республики ведется работа по постинтернатному сопровождению таких детей. В Уфе эта программа реализована за счет федеральных средств: город выиграл грант.

«Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни начинается заранее, за три года до выпуска, – рассказывает Милана Скоробогатова. – Сейчас очень четко построена траектория перемещения ребенка из детского дома в то образовательное учреждение, где он будет учиться. Подросток заранее знакомится с особенностями процесса обучения, с мастером, который будет его курировать. Кроме того, за каждым подобным ребенком в Уфе закреплен волонтер, при этом отношения между наставником и ребенком из детского дома скорее дружеские. Волонтеры помогают ребятам понять работающие модели социализации в обществе. В процессе общения происходит взаимообогащение. Несколько лет назад был запущен проект, когда волонтерами выступили активисты молодежной палаты при уфимском городском совете. Не все сразу было гладко, но работа началась, и сейчас появились очень хорошие результаты. Многие вчерашние детдомовцы успешно завершают обучение, больше ребят стало поступать в вузы. Огромное спасибо Башкирскому государственному педагогическому университету имени Акмуллы: здесь обучается очень много выпускников детских домов».

Социальная гостиница: чтобы было куда возвратиться

Вчерашние воспитанники детских домов, привыкшие во всем полагаться на взрослых, часто подолгу не могут найти себя в нашем жестоком мире. Одна из причин – проблемы с обеспечением детей-сирот социальным жильем. Ежегодно в Башкирии в детские дома возвращается до 200 выпускников, не сумевших приспособиться к новым обстоятельствам.

«У нас в Уфе ситуация обстоит гораздо лучше: таких ребят было всего восемь, – говорит Руслан Хабибов. – Причина для возвращения у каждого своя, и мы разбираемся с каждым случаем отдельно».

Дети из обычных семей, если им трудно, обращаются за помощью к родителям. Сиротам некуда идти, кроме как в свой детский дом. Спрятаться от жизни навсегда нельзя, но тихая пристань, чтобы переждать трудный период, необходима каждому. Башкирия остро нуждается в социальных гостиницах для выпускников интернатных учреждений. Гостиницы нужны как тем выпускникам детских домов, которые еще не успели получить полагающееся по закону жилье, так и ребятам, проживающим во время учебы в образовательных учреждениях в общежитиях, поскольку летом общежития обычно закрывают на ремонт.

«В Уфе существует две социальные гостиницы при детских домах, которые содержатся на средства общественных организаций, – рассказывает Руслан Хабибов. ­– Но, к сожалению, в нашем законодательстве нет четко прописанного механизма действия таких заведений. Мы подняли этот вопрос на уровне города, и глава администрации нас поддержал. Сейчас мы ищем помещение для муниципальной социальной гостиницы и надеемся, что уже 1 января будущего года сможем открыть ее. Гостиница будет предназначена для временного проживания, и дети смогут проживать там до полугода».

Разобраться в хитросплетениях современной жизни непросто даже умудренным жизнью людям, что уж говорить о детях, которые всю жизнь провели в учреждениях закрытого типа. Помочь детям-сиротам найти свое место под солнцем – задача, решение которой требует усилий не только сотрудников службы постинтернатного сопровождения. Как сложится жизнь этих ребят, зависит от каждого из нас. Ведь все мы вместе и формируем современное общество.

Фото: Фото с сайта Kentsolicitor.co.uk
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем