Город Бродяжничество: попытка убежать от старости?

Бродяжничество: попытка убежать от старости?

В течение нескольких дней в социальных сетях ходила «страшилка» о некой «татарской бабушке», которая живет на железнодорожном вокзале Уфы. Люди друг другу кидали ссылки на фотографию забившейся в углу 77-летней Фании Хусаиновой и...

В течение нескольких дней в социальных сетях ходила «страшилка» о некой «татарской бабушке», которая живет на железнодорожном вокзале Уфы. Люди друг другу кидали ссылки на фотографию забившейся в углу 77-летней Фании Хусаиновой и задавались вопросами: где ее родственники, куда смотрят социальные службы, почему пожилой человек вынужден страдать. На поверку оказалось, что социальные работники знают об этой бабушке давно, есть у нее и родственники, но от помощи пенсионерка отказывается.

«Мне так нравится жить, не трогайте меня. Где хочу, там и живу» – вот ее ответ на все наши предложения», – говорит директор ГБУ «Республиканский комплексный социальный центр по оказанию помощи лицам без определенного места жительства» Геннадий Иванов. По его словам, накануне, 10 января, испугавшись чрезмерного внимания со стороны общественности, бабушка сбежала от социальных работников: сначала попросила отвезти ее в Раевку к знакомым, а потом сошла с электрички на ближайшей остановке. Задерживать ее никто не стал.

«О Фание Хусаиновой мы знаем давно. В 2008 году мы определяли ее в комплексный социальный центр, где за ней ухаживали, но она оттуда ушла, потом вернулась к прежней жизни. Силой удерживать в приюте мы не имеем права, – говорит начальник Управления по социальной поддержке населения администрации Уфы Светлана Галеева. – У нее и родственники есть, дочь с семьей в Туймазах, но бабушка отказывается жить с ними».

С точки зрения простого обывателя, все это ненормально и неправильно. Но чужая душа потемки. Впрочем, социальных работников подобными историями не удивить, для них «татарские бабушки» – дело обычное.

«Однажды к нам в центр привезли пожилую женщину, которая прописана где-то в Сибири. Там она получает пенсию, когда появляется дома, но большую часть времени ездит по России на электричках, поездах. Она прожила у нас в центре два дня, мы ее отмыли, откормили. А через два дня бабушка сказала: «У вас хорошо, но мне моя жизнь нравится больше» и уехала», – рассказывает Геннадий Иванов. – А перед отъездом сказала мне, что в следующий раз привезет нам мешок кедровых орехов. И вы не поверите, действительно, через несколько месяцев передала нам эти орехи».

Заместитель директора муниципального учреждения комплексный центра социального обслуживания населения «Изгелек» Кировского района Уфы Аниса Халикова подтверждает, что подобные ситуации не редкость.

«Иногда к нам попадают такие люди, правда, это чаще всего мужчины. Сложно сказать, почему они так поступают, ситуации бывают разные. Кто-то стал бродягой, потому что остался без жилья из-за злоупотребления алкоголем, от кого-то отказались родственники, но у кого-то с виду есть вполне приличная семья», – говорит Аниса Халикова.

Эксперт отмечает, что возраст у добровольных бродяг бывает самый разный, но объединяет их одно – нежелание менять свое положение. «Они опускаются все ниже и ниже, привыкают к своему положению, их все устраивает», – замечает Аниса Халикова.

Человек без определенного места жительства, назвавшийся Веником, бродяжничает уже двадцать лет. Летом живет на уфимских улицах, зимой перебирается за черту города, поближе к дачным домикам. «Я уже всю жизнь прожил, ничего не хочу менять. Мне все равно», – ответил бродяга на вопрос корреспондента Ufa1.ru о том, как он относится к тому, что у него вдруг появится возможность все изменить.

Иногда этих людей социальным работникам все же удается уговорить. Аниса Халикова напоминает историю, которая произошла в Уфе пару лет назад и тоже широко обсуждалась. Инвалид без обеих ног, молодой мужчина, в прошлом профессиональный спортсмен, несколько лет попрошайничал недалеко от подземного перехода на Центральном рынке и жил на улице. Потом одна сердобольная женщина взяла его в свою семью и уговорила парня согласиться на помощь социальных работников. Ему удалось восстановить документы, назначить пенсию по инвалидности, затем устроить в интернат. По словам социальных работников, все изменения он принимал спокойно, практически без эмоций, словно ему было все равно.

«Не от хорошей жизни уходят на улицу, особенно пенсионеры. Пожилые люди часто становятся обузой для своей семьи, родственники не хотят за ними ухаживать и старики это чувствуют. Иногда достаточно бывает одного неосторожно брошенного в их сторону слова, чтобы человек ушел из дома. Они ищут общения и подсознательно надеются, что смогут найти желаемую помощь на улице, среди сотен незнакомых людей», – объясняет президент Ассоциации психологов РБ Евгения Крашенинникова. По ее словам, бродяга в пожилом возрасте вызывает у окружающих сочувствие и часто получает поддержку. А это как раз то, что необходимо старикам.

«Кроме того, это своеобразный протест, страх перед приближающейся смертью. Когда ты понимаешь, что тело дряхлеет, а душа ведь остается молодой. Людям не хочется оставаться в плену своей старости, становиться обузой для родственников, – отмечает Евгения Крашенинникова. – Поэтому они выбирают свободную жизнь, пусть и на улице».

Фото: Фото Ильгиза КАЛИМУЛЛИНА и Олега СМАКОВА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем