Город Осторожно, распродажа!

Осторожно, распродажа!

На носу Новый год и традиционный сезон распродаж. Вместе с тем в данный период, как правило, увеличивается и количество обращений граждан с претензиями на приобретенные товары. В последнее время уфимские власти совместно с...

На носу Новый год и традиционный сезон распродаж. Вместе с тем в данный период, как правило, увеличивается и количество обращений граждан с претензиями на приобретенные товары. В последнее время уфимские власти совместно с крупнейшими торговыми центрами города стали проводить выездные консультации по защите прав потребителей, а также организовывать горячие телефонные линии.

Часто бывает, что эйфория от новой покупки проходит очень быстро и только что приобретенный товар разочаровывает человека. Вернувшись домой, мы обнаруживаем, что новое платье не подошло по фасону, телефон стал глючить уже через несколько дней... Однако мало кто знает, что согласно действующему законодательству, можно обменять и вернуть не только бракованное изделие, но и товар хорошего качества, а также покупку, не подошедшую вам по каким-либо субъективным причинам.

С момента вступления в действие закона РФ «О защите прав потребителей» и по настоящий момент наибольшее число обращений потребителей связано с нарушениями их прав именно в сфере торговли. Они составляют более 60% от всех поступающих обращений. В последние годы потребитель стал более требовательным и настойчивым в своих претензиях.

Уфимец Александр Машковцев купил дорогой плазменный телевизор 14 апреля текущего года в одном из магазинов города. Когда вся семья собралась вечером у экрана насладиться качеством нового изображения, оказалось, что телевизор просто не принимает сигнал. Когда на следующий день Александр пришел в магазин с требованием вернуть деньги, продавцы ему предложили сдать технику в ремонт. Александр отказался и подал в суд на продавца и производителя. Суд удовлетворил жалобу уфимца и потребовал взыскать деньги за некачественный товар. Но магазин подал апелляцию, и дело тянется уже более полугода.

«Только три процента обращений граждан доходит до суда. Львиная их доля решается в досудебном порядке, – рассказал Ufa1.ru директор общества по защите прав потребителей Уфы Тимур Урманов. – Ежедневно мы получаем более 50 телефонных звонков и принимаем десятки личных обращений граждан. Наибольшая активность приходится на среду и четверг».

6 декабря в администрации башкирской столицы прошел прямой провод по вопросам защиты прав потребителей.

«К нам поступило свыше двух десятков звонков, – рассказала Ufa1.ru начальник отдела по защите прав потребителей администрации ГО г. Уфы Светлана Галеева. – Сейчас у нас чаще встречаются сезонные жалобы на качество зимней обуви. В последнее время ежедневно мы получаем шквал заявлений на некачественно установленные навесные потолки. Часто люди сталкиваются с фирмами однодневками, следы которых исчезают на следующий день, хотя срок годности у такого покрытия около трех лет. Также мастера при работе оставляют пятна и могут повредить материал».

По словам Светланы Галеевой, в Уфе особой популярностью начинают пользоваться консультации, которые сотрудники отдела по защите прав потребителей проводят каждый вторник в крупных торговых центрах столицы. «Люди со своими проблемами идут к сотрудникам уже сознательно. Они вместе со специалистом, который хорошо владеет законодательством, идут в отдел возвращать или менять товар», – уточнила эксперт.

«Я купила дорогие осенние ботинки в очень хорошем и известном магазине, – рассказала Ufa1.ru уфимка Ольга Евграфова. – Через неделю они порвались, но в магазине продавцы отказались их принимать и свалили вину на меня. Независимая экспертиза показала, что на изделии присутствует заводской брак. Когда я вернулась с документом обратно в магазин, они заявили, что экспертиза постоянно становится на сторону покупателей и не объективна. Тем не менее благодаря только моей настойчивости и знанию законов мне вернули деньги за ботинки. Спустя некоторое время мне удалось также получить 800 рублей, которые я потратила на экспертизу. При этом продавцы разговаривали со мной очень грубо и даже забрали дисконтную карту магазина».

«Очень часто потребители сами не знают своих прав, чем умело пользуются продавцы, – говорит Тимур Урманов. – У них очень много уже заготовленных отговорок. Они очень часто утверждают, что товар обмену и возврату не подлежит, и покупатель, получив уверенный ответ, уходит. Поэтому при покупке изделия или получении услуги нужно всегда сохранять чек. Сейчас не все продавцы имеют кассовые аппараты. В этом случае покупатель имеет право потребовать товарный чек либо копию договора предоставления услуги, акты выполненных работ. Нужно запомнить, что вернуть непродовольственный товар надлежащего качества можно в течение 14 дней с момента покупки, если сохранены его потребительские свойства, упаковка, ярлыки, пломбы».

Между тем далеко не все верят, что в суде можно что-то доказать. К тому же нужно потратить значительную сумму денег на адвоката и независимую экспертизу. И если даже эти затраты в случае положительного решения суда ответчиком компенсируются, свою правоту во время судебного разбирательства еще нужно установить.

«Потребители в большинстве случаев юридически неграмотны и приносят сломанный сотовый телефон со словами: «Вы обязаны нам его поменять!», – рассказал Ufa1.ru бывший сотрудник компании по продаже сотовых телефонов Игорь Морозов. – Нет, не обязаны. Сначала специалисты проведут экспертизу, которая покажет, что вызвало поломку, и, если подтвердится брак, мы, конечно же, без разговоров вернем деньги или предложим замену. Но если в поломке виноват сам покупатель – ругаться бессмысленно. Деньги вам никто не вернет. Еще больше тех, кто пытается вернуть исправную технику. Электронику можно вернуть только при наличии существенных недостатков. Фраза «не нравится» не будет серьезной причиной для обмена или возврата».

При возврате товара вы должны иметь при себе удостоверение личности (паспорт, военный билет и тому подобное). Если у продавца в момент вашего обращения отсутствует аналогичное изделие, то вы в праве расторгнуть договор купли-продажи и написать заявление на возврат денег. Но часто продавцы отказываются принять товар обратно, и люди тратят месяцы на ходьбу по судебным инстанциям.

Но было бы несправедливо обвинить всех продавцев в несоответствующем обслуживании. Многие дорожат своим брендом и просто не позволят себе обманывать покупателей. «Через неделю после покупки новой шубы у меня возникли проблемы с подкладом. Когда я обратилась в магазин, спорить со мной никто не стал, и мне сразу поменяли шубку на новую», – поделилась уфимка Марина Суслеганова.

Единственный выход – знать свои права и научиться их отстаивать.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем