31 октября суббота
СЕЙЧАС +5°С

Уфа былых лет: как видели город фотографы десятилетия назад

Своими воспоминаниями поделились и историки.

Поделиться

Городской рынок

Городской рынок

Поделиться

«Этот город самый лучший город на земле», – поёт о неизвестном городе одна известная группа. Мы, конечно, ни на что не претендуем, но Уфа нам очень нравится. И сегодняшняя, и старинная – та, что осталась только на фотокарточках или картинах художников. Благо, что такие фотографии в интернете сейчас доступны каждому: не надо идти рыться в архивах. За нас уже порылся паблик «Старая Уфа. История города в фото», он любезно размещает фотографии, которые уфимцы с жаром обсуждают. Свои ремарки вставляет и кандидат исторических наук, доцент Башкирского государственного университета Эдуард Юрьевич Шиляев, который помнит Уфу немного другой. Ученый и выступит нашим консультантом.

ВИДЕОРЕКЛАМАРолик просмотрен

Это место без труда узнает не только коренной житель Уфы, но и любой гость столицы. Несмотря на многочисленные переделки, здание Гостиного двора сегодня выглядит почти так же, разве только площадь немного изменилась.

Здесь в конце XIX – начале XX века торговал прадед нашего консультанта, купец Мустафа Сафич Катеев.

– В моём детстве на противоположной стороне худощавый дядька продавал мороженое. Делал это на протяжении многих лет, с улыбкой и радушием. Особенно приветлив был к детям, дарил ощущение праздника. Запомнилось эскимо – такой перевёрнутый стакан на палочке в бумажной обертке. Была идея воплотить мороженщика в скульптуре. А в итоге сделали куниц – тех, что сейчас стоят на входе в парк Якутова, – рассказывает Эдуард Шиляев.

Дядя Миша – настоящая легенда нашего города. Все коренные уфимцы (те, кто постарше) прекрасно помнят этого дяденьку, любили его и просили родителей купить мороженое именно у дяди Миши. Потому что у него вкуснее.

Улица Александровская

Улица Александровская

Поделиться

Изначально (в первой половине XIX в.) она состояла из нескольких самостоятельных частей, которые не воспринимались как единая улица, а лишь выдерживали общее направление с юга на север. Отрезок улицы от первых домов на Семинарской горе до перекрестка с Пушкинской улицей назывался улицей Семинарской. Второй – от Пушкинской до Большой Успенской – называли Ярмарочной улицей, или просто Верхнеторговой площадью.

Легко догадаться, как называется улица сегодня.

– Прекрасное фото! Гостиница «Казанское подворье», если не ошибаюсь. Если так, то в 1909–1914 годах мой дед – Илалутдин Хисамеевич Муратов – работал здесь «разсыльным» (так значится в документе). Может быть, это он запечатлен на фото, – пускается в воспоминания Эдуард Юрьевич.

Трамвайная остановка на проспекте Октября

Трамвайная остановка на проспекте Октября

Поделиться

В группе обращают внимание на ограждения для пассажиров трамвая, сетуя, что сейчас людей высаживают прямиком в поток автомобилей.

– Ничего диковинного в этих ограждениях не было! Неотъемлемый атрибут советского города. Они были всюду: на остановках, вдоль проезжей части и тротуаров, на перекрёстках. Аж в глазах рябило – сами красные, а стыки – светло-серые, сферической формы. На остановках и дорогах жизнь людям спасали, сделаны были на совесть. Обратная сторона медали в том, что водители убивались. А с увеличением автомобилей в Уфе, где-то к середине 80-х годов, их убрали, – пояснил наш консультант.

Восьмиэтажка

Восьмиэтажка

Поделиться

– Всё по-прежнему! Только деревья на аллее подросли. Строили капитально, по-сталински, придерживаясь строгих геометрических линий и пропорций. Никаких пустот, проплешин... Черниковск тем и отличается от остальной Уфы, что строили в соответствии с генпланом, выверенным до мелочей. На днях прокатился по этим местам на велосипеде, поглядел, посмотрел. Восьмиэтажку привели в порядок, подлатали и покрасили. Первомайскую, включая тротуары, застелили новеньким асфальтом. Благодать! Вот только Дворец машиностроителей и площадь перед ним представляют унылое зрелище.

ВИДЕОРЕКЛАМАРолик просмотрен

Да и плачевное состояние лепных балконов на самих восьмиэтажках – беда архитектуры сталинского ампира. Нет смысла их ремонтировать. К сожалению, выход один. Ломать и менять на новодел из современных материалов. Но никто делать этого не будет, дорого. Вдобавок балконы в частной собственности у владельцев жилья... С кого спрашивать? Замкнутый круг... – переживает историк.

Улица Ленина

Улица Ленина

Поделиться

Почти такая же, как сегодня.

– Что изменилось с тех лет? Появились остановочные павильоны по обе стороны и куча автомобилей, всё остальное – на месте.

Парк Якутова

Парк Якутова

Поделиться

Парк Якутова

Озеро Солдатское теперь облагорожено. Да и деревья по берегам уже совсем большие. А вот лодочек гораздо меньше.

– Какое забавное фото! И юные строители коммунизма – такие упорные, энергично гребут. А клуб железнодорожников с тех пор совсем не изменился.

Фонтан у Городского дворца культуры

Фонтан у Городского дворца культуры

Поделиться

Фонтан у Городского дворца культуры

– Обратите внимание на мозаику по периметру чаши! На здании дворца её ещё больше. Тема обычная для того времени: Ленин, «Аврора», большевики (сейчас не каждый замечает, приглядитесь!). В едином ансамбле это смотрелось восхитительно, нарядно и торжественно. Как-никак коммунизм строили! И народ картинками мозаичными в светлое будущее завлекали, то есть агитировали.

А больше всего радует жёлтый автобус на заднем плане. Помню, звались ЛиАЗами, такие неуклюжие и громыхающие. Кстати, это чудо техники было с коробкой автомат – подпольное название «луноход». И звук такой был фирменный – лязг на весь салон, как будто скачущая крышка на закипающей кастрюле. Зато какие были «Икарусы»! Белые «гармошки» с малиновой полосой по бортам и полностью малиновые – междугороднего сообщения. А со времени московской Олимпиады – 80 пошли жёлтые. Был недавно в Подольске Московской области. Не поверите, прокатился на маршрутном ЛиаЗе! Чуть не расплакался от умиления. Там ещё перила были. Мы студентами любили на них устраиваться.

Железнодорожный мост через Белую

Железнодорожный мост через Белую

Поделиться

Железнодорожный мост через Белую

– При царе-батюшке появилось несколько таких шедевров. Автор нашего моста – российский инженер Николай Белелюбский. Он же спроектировал и построил «самый-самый мост» через Волгу, открытый в августе 1880 года около Сызрани. В честь 25-летия царствования Александра II его назвали Александровским. Длина – 1,5 километра! В то время был самым большим в Европе! Прекрасно, что и в Уфе было его творение.

Семинарская слобода

Семинарская слобода

Поделиться

Очень похоже на рисованную картину, но пользователи группы поясняют, что это фотография Сергея Михайловича Прокудина-Горского. Он был фотографом и химиком, снимал Россию по заданию царя. Снимки делали на три фотопластины разного цвета, а потом их объединяли. По такому же принципу работает цветной телевизор.

Тот же мост, что и на предыдущей фотографии. В группе рассказывают, что его давно снесли и заменили новым. От старого моста уцелел лишь остов. Там ещё пушка лежит на дне, с Гражданской войны. Ее обнаружили водолазы, где-то даже снимок гулял. Московский кремль не единожды сносили под корень, но он не перестаёт оставаться таковым.

Если и у вас есть старые фотографии, где хорошо просматриваются виды Уфы, присылайте их нам в редакцию 02@rugion.ru или пишите нашему дежурному корреспонденту в социальных сетях. Мы будем собирать ваши фото и подготовим новый интересный материал.

Фото: «Старая Уфа | История города в фото»/Vk.com

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!

Загрузка...
Загрузка...