√лавное — участие, но победить тоже хочетс€
√лавное — участие, но победить тоже хочетс€

¬сероссийский «“отальный диктант» проходит в ”фе уже в седьмой раз. ј €, к своему стыду, отважилась на испытание впервые: то от страха напортачить прикрывалась домашними делами, то отправл€ли от редакции записного отличника, чтобы гарантированно медалью козырнуть.

» вот — сбылось! ќ том, как все прошло и как обособл€етс€ на письме деепричастие, — в материале Ufa1.

¬ здание √оссобрани€, куда зарегистрировалась на акцию, € подходила лет€щей походкой — волнени€ мен€ ничуть не терзали. ј что такого? Ќа работе пишу с утра до ночи, книжки читаю регул€рно — п€терка, считай, в кармане. Ќо когда на экране по€вилась писательница √узель яхина, автор текста дл€ диктанта, сердце захолонуло: елки-палки, куда € пришла?!

— ¬се эти добрые люди, что сидели в аудитории, поди, с феврал€ на подготовку ходили, и € тут среди них нарисовалась, звезда пленительного счасть€, — грызли мозг самоедские мысли.

Ќо, видно, не одна € позеленела от страха.

— “о, что вы хот€ бы пришли, уже великое дело, ведь главное — не победа, а участие, — подбодрила нас ведуща€.

¬месте с нами писали диктант три депутата, у них даже интервью вз€ли
¬месте с нами писали диктант три депутата, у них даже интервью вз€ли

«ап€тые под микроскопом

Ќа слух текст об учителе словесности якобе, проживающем в —аратове, казалс€ сложен, заковырист и длинен. ¬ одном только первом предложении можно всю мою жизнь описать. ј сколько в нем перечислений, действий и событий — где же тут зап€тые вставл€ть? яхина сказала, что текст войдет в ее новую книгу — об€зательно куплю и посмотрю — сама-то как она со знаками препинани€ справилась?

’от€ у нее, пожалуй, правильно получилось.  огда √узель спросили о работе над конечным вариантом текста, она ответила:

—  аждое слово, кажда€ зап€та€ в этом тексте разгл€дываютс€ под микроскопом.

ј у мен€-то микроскопа нет! –€дом бодро скрипели ручками соседи по партам. ¬идно, проблемы пунктуации их не занимали. ’отела место дл€ зап€той у девушки справа подсмотреть, но нет — она прикрыла свой листочек локтем.

ј ведь перед диктовкой филолог объ€снил все тонкости — надо было не фотографировать, а слушать
ј ведь перед диктовкой филолог объ€снил все тонкости — надо было не фотографировать, а слушать

—ложна€ капуста, или ’вала интернету

ƒальше стало вроде бы полегче: то ли диктор приноровилс€, то ли первый морок с писателей схлынул. » даже оказалось, что текст про учител€ вполне интересный. якоб был самым насто€щим романтиком — воображал, что не капустой питаетс€ квашеной, а балладами. —топ! —колько «н» в слове «квашена€»? ѕомогите, пропадаю! Ћадно хоть телефоны не запретили с собой брать, как на ≈√Ё. ¬ «√рамоте» пишут, что «Ќ» должна быть одна. «начит, правильно написала.

¬ какой-то момент учител€ стало даже жаль — он только на поэтической части своего урока и жил, и душой трепетал. ј все остальное представл€лось ему чередой механических сомнамбулических действий.

— јга, вот он, деепричастный оборот: «декламиру€ любимые строфы». “ут с обеих сторон — зап€та€! — старательно мусолю знаки препинани€, от усерди€ высунув €зык.

”ра, еще один подводный камень пройден. “еперь вернемс€ к якобу. “ак вот, дети учител€ своего не понимали, уроком нисколько не интересовались, и, суд€ по всему, отча€нно баловались. »наче зачем ему шалопаев шлепками линейкой награждать?

ѕроверить и поработать над ошибками

¬друг со всех сторон зашуршали листочки — оказываетс€, диктант закончилс€. ј € даже не заметила. “еперь будем провер€ть.

 ак там яхина говорила: в одном предложении будет точка с зап€той. ѕохоже, п€терки мне не видать — в моем тексте этот редкий и заковыристый знак €вно не прописалс€.

— јх ты, елки-палки, — вслух сокрушалс€ сосед слева. — я сначала правильно написал, а потом неправильно исправил.

¬от это да! я-то думала, что одна молодежь на диктанты ходит, а тут такой солидный мужчина, да еще из-за ошибки переживает.

ѕробежала текст глазами еще разок, одну зап€тую пририсовала, другую вычеркнула. √осподи, ну а как правильно-то? Ќа все свои л€пы, как пообещали организаторы, можно будет посмотреть через четыре дн€ онлайн. ќб€зательно надо будет гл€нуть и работу над ошибками сделать. ”частие — это, конечно, хорошо, но писать приличные люди должны грамотно.

” грамотных людей и ручка без ошибок пишет
” грамотных людей и ручка без ошибок пишет