Уфимская журналистка Эльза много раз по дороге домой видела очередь к водомату. По городу она встречала десятки таких точек и решила выяснить, как они работают, кто следит за качеством и почему местные жители выбирают эти источники вместо воды из-под крана.
Она обратилась в компанию «Водоробот» и стала на один день помощником инженера по обслуживанию водоматов. О том, что ей удалось узнать, — в нашем материале.
В компании «Водоробот» называют аппараты по очистке питьевой воды фильтровальными станциями или родниками. Каждый такой родник подключен к городской сети холодного водоснабжения. Обыватель видит только блок розлива воды на торце дома или магазина. Сама установка водоподготовки скрыта от глаз покупателя в техническом помещении, куда имеет доступ только инженер по обслуживанию Игорь.
— Мой рабочий день начинается в 09:00. Около 8 утра я смотрю в программе, где и какие неполадки на водоматах Уфы. Всё это у меня на экране телефона, поэтому могу быстро отследить, что в данный момент происходит на всех станциях и где именно есть задачи, поставленные диспетчерами. И если что-то экстренное — сразу выезжаю на точку, — рассказал инженер по обслуживанию водоматов Игорь Якутов.
За время работы в компании Игорю не раз приходилось слышать сомнения от жителей и доказывать, что вода в «Водороботе» одна из самых чистых в городе. Дело в том, что люди не верят, что водоматы регулярно обслуживаются, в них меняют фильтры и воду действительно можно пить без кипячения.
Одним из таких скептиков является и журналистка Эльза. Однако Игорь заверил, что к вечеру ее мнение изменится. Тем временем рабочий день инженера начался, а это значит, что пора выезжать к водомату, где требуется присутствие специалиста.
— Много у вас сегодня работы?
— Достаточно, но я работаю не один, нас целая команда. Да и точек в Уфе немало, но это даже хорошо. Значит, есть спрос и люди понимают, что нужно покупать хорошую воду, а не пить из-под крана.
О плюсах воды «Водоробота» Игорь может говорить часами. Еще бы: он несколько лет работает инженером в компании и знает абсолютно все тонкости.
— Перед тем как попасть в бутылку, вода проходит фильтрацию, в том числе мембраны обратного осмоса, и поэтому мягкая, — поясняет Игорь. — Высокая производительность фильтровальной станции позволяет не хранить воду в баках, а очищать ее в момент, когда вы нажимаете кнопку «СТАРТ» на панели управления. Мембраны по размеру выше вас, это не домашний фильтр под раковиной. Мы можем готовить почти 400 литров чистой воды в час.
Но если по порядку, то вода в водоматах сначала проходит каскад механических фильтров, чтобы устранить нерастворенные частицы, ржавчину, песок, другие примеси. Затем под высоким давлением идет через мембрану обратного осмоса, помещенную в специальный корпус. Это гарантирует очистку на молекулярном уровне, удаляются молекулы тяжелых металлов и токсичных микроэлементов, в том числе и хлор. У бактерий и вирусов не остается ни единого шанса. Угольный фильтр улучшает вкус, а перед розливом в тару вода проходит еще и через УФ-лампу, где стерилизуется.
— На каждом водомате перед запуском и регулярно в процессе эксплуатации берутся пробы воды для анализа в лаборатории. Затем протоколы в соответствии с требованием Роспотребнадзора размещаются на стенде около каждого водомата и на нашем сайте. Именно на эту информацию покупателю стоит первым делом обращать внимание при покупке воды в любом устройстве, а также на данные об организации, которая ее продает. Должны быть указаны реквизиты, адрес, название, телефон горячей линии, состав воды, методы очистки и прочее. Набирать воду непонятно где нельзя, так как это небезопасно. Вода из обезличенных водоматов ничем не лучше, чем из-под крана, — отметил Игорь.
Все водоматы адаптированы под формат «около дома», каждый желающий может круглосуточно приобрести чистейшую воду. И, как показывает практика, она пользуется огромным спросом. Не прошло и пары минут после того, как журналистка Эльза с Игорем пришли повесить свежий протокол анализа воды на стенд, как к водомату подошла девушка. Как оказалось, она постоянный клиент «Водоробота», которая сначала смутилась при виде журналистки, но всё же не отказала в беседе.
— Покупаю здесь воду относительно недавно, раньше брала в магазине. Но могу сказать, что качество здесь очень высокое. Это чувствуется в приятном вкусе — будто пьешь воду из природного родника, — поделилась местная жительница Дарья. — И конечно, радует, что водомат находится рядом с домом, далеко ходить и нести тяжелую бутылку не надо. Да и бутылки дома больше не копятся.
Если для простых обывателей главным плюсом водоматов является близость к дому, то для Игоря Якутова — это качество находящейся в них воды. Он ежедневно проверяет ее по нескольким параметрам, в том числе на жесткость, проводит плановую замену картриджей. Ведь от этого зависит здоровье покупателей.
— Мы проверяем жесткость TDS-метром, — продемонстрировал интересный прибор директор уфимского филиала компании «Водоробот» Руслан Гадельшин. — Его опускаем в воду и смотрим показатель. Сейчас у нас показывает цифру 6 ppm. Показатель не должен превышать 50 ppm. Значит, всё в порядке. Все данные по работе фильтровальной станции поступают диспетчерам, о любых отклонениях телеметрическая система сразу сообщает, и сотрудник отправляется на помощь.
В среднем каждые три месяца на станции требуется замена картриджей. Всё зависит от качества исходной воды или ежедневного отлива.
Немаловажным пунктом в работе инженера по обслуживанию водоматов являются и такие задачи, как, например, удаление граффити или дезинфекция камеры розлива.
— При каждом посещении сотрудники компании проводят обработку камеры розлива и убирают надписи вокруг. Меня бы для такой работы вряд ли взяли — не хватает физической силы, — рассказала Эльза. — В Уфе есть аппараты, которые всегда разукрашены. В основном они находятся около учебных заведений. Водомат исправно работает, но выглядит неэстетично. Сотрудники «Водоробота» говорят, что это дети хулиганят, а убирать за ними приходится им.
Сейчас в Уфе работают 84 водомата компании «Водоробот». Они установлены во всех густонаселенных кварталах, а также внутри продуктовых магазинов. Цена за 1 литр воды — 3 рубля, однако для пользователей новых аппаратов, которые установили совсем недавно, действует приятный бонус: стоимость литра — всего 2 рубля.
Найти ближайший к своему дому водомат можно через мобильное приложение, которое показывает все аппараты в городе. Также разработчики позаботились о своих клиентах и решили проблему безналичной оплаты: расплатиться можно с помощью банковской карты или специальным брелоком, куда можно начислить деньги. Если при покупке возникнут проблемы, звоните на телефон горячей линии 8 800 1000-123, и оператор поможет или включит подачу воды дистанционно.
— На работе я журналист с многолетним опытом, но даже у меня возникали порой глупые вопросы, на которые спокойно отвечал Игорь. Он разложил мне всё по полочкам, поэтому воду из автомата я пила уже с полной уверенностью, что она чистая и вкусная. Так и оказалось. Поэтому теперь я не буду проходить мимо, а примкну к людям, которые идут с пустой бутылкой к водомату. Ведь, как известно, мы на 80% состоим из воды, и от того, что мы пьем, напрямую зависит наше здоровье, — пояснила Эльза.
Все вопросы по работе «Водоробота» в Уфе можно задать по любому каналу связи: по телефону 8 800 1000-123, на сайте или в группе компании во «ВКонтакте».