В местном клубе села Урман Иглинского района Башкирии вечером накануне, 28 августа, было шумно — местные жители обсуждали возможность появления на территории их сельского поселения крематория. На собрании присутствовал и глава района Николай Самойленко. Он объяснил, что до строительства еще далеко, и неизвестно еще, что именно будут строить, а пока что речь идет лишь о переводе 50 гектаров земли из сельхозугодий в промышленные:
— На прошлом собрании вы сами мне говорили о нехватке рабочих мест. Но вы поймите, я не волшебник, за нашими дверьми не выстраивается очередь из инвесторов, готовых вложить деньги в наше с вами село. Перед тем как хоть что-то начать здесь строить, надо подготовить землю, куда инвестор согласится прийти. А перевод земли из сельхозугодий в промышленные требует от полугода до двух-трех лет, — рассказал Николай Самойленко сельчанам.
С тем, что в Урмане катастрофически не хватает работы, не спорил никто. Но и соглашаться на появление ритуальной промышленности в их селе тоже не торопились:
— Я не согласна на строительство крематория. Во-первых, вряд ли это предприятие обеспечит нас большим количеством рабочих мест. Во-вторых, будет запах. А в-третьих, это негативно скажется на психологическом состоянии сельчан, — уверена местная активистка Лариса.
С ней не согласилась Наталья:
— Я видела крематорий в Сочи. Я там пару часов рядом стояла и даже не сразу поняла, что это именно крематорий. И никакого запаха я там не почувствовала — его попросту нет. И само здание очень красивое. Вот если у нас будет так же — я совсем не против, я — за!
К единому мнению на собрании так и не пришли. Кто-то предлагал другие варианты освоения пустующих земель (например, строительство санатория), другие пытались донести до односельчан мысль, что они ничего не потеряют, если согласятся сейчас на начало процесса перевода земли в полутора километрах от села их сельхозугодий в промышленные. Третьи просто молчали. И все разошлись с мыслью, что решать им придется уже после выборов, после 8 сентября.
О строительстве крематория в Башкирии говорят не первый год. Но каждый раз эта идея вызывает жесткое неприятие со стороны местных жителей. В 2012 году протестовали жители юго-восточного пригорода Уфы. В 2015-м говорили, что окончательно определились со строительством в поселке Курасково, но прошло четыре года, а своего крематория в Башкирии до сих пор нет. В 2017-м начали готовить пакет документов для строительства на севере Уфы, но и этот проект провалился. Тем временем на кладбищах в столице республики не хватает мест для новых захоронений.
В начале этого года стало ясно, что крематорий в Башкирии в ближайшее время не появится. А на встрече с журналистами в конце июля врио главы региона Радий Хабиров так и вовсе не стал отвечать на вопрос о возможности альтернативных похорон — он переадресовал этот вопрос мэру Уфы.
У вас есть мнение по поводу строительства крематория в Башкирии или вы знаете, как еще можно решить проблему с нехваткой мест на уфимских кладбищах? Присылайте сообщения, на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассниках», в WhatsApp или Viber по номеру +7 987 101–84–78.