О чудесной операции, которую уфимские врачи провели на сердце новорожденному ребенку, Ufa1 писал с гордостью. Гордиться, и правда, было чем: малышка родилась недоношенной, на момент операции весила всего 1 килограмм, а ее сердечко было не больше ноготка. Вмешательство прошло успешно: хирурги наложили на незакрывшийся артериальный проток клипсу, малышка избавилась от тяжелого порока сердца, и после реабилитации должна была отправиться домой и расти на радость маме и папе. Но все вышло совсем иначе.
Корреспонденту Ufa1 молодая мама Елена Горбунова из Салавата рассказала, как борется за жизнь дочери.
Шесть месяцев боялась пошевелиться
— Первого ребенка мы ждали пять лет. Беременность была неудачной, на сроке 22 недели мы потеряли малыша. Это было горе, — рассказ Елены прерывает вздох.
Когда удалось забеременеть второй раз, девушка попыталась сделать все, чтобы сохранить ребенка: с 12 недели перестала ходить на работу, постоянно лежала в больнице. Елена боялась сделать любое лишнее движение, но на 26-й неделе дочка стала торопиться на свет.
— Ева родилась на 26-й неделе, весила всего 730 граммов, умещалась на ладошке, — вспоминает Елена. — Первые два дня даже дышала сама, а потом ее перевели на искусственную вентиляцию легких. Перенесла две операции — в месяц на сердце, и в три — на глазки. Сейчас ей восемь, но она не сидит, не встает, не берет игрушки. Скорее всего, так получилось из-за того, что Ева рано родилась и пять месяцев находилась на ИВЛ, но врачи этого не говорят.
Выписали умирать
Когда в марте Еву выписали из уфимской больницы и перевели в больницу Салавата, врачи отметили ее крайне тяжелое состояние, кислородозависимость, букет из восьми тяжелых заболеваний, среди которых — поражение центральной нервной системы, и «низкий реабилитационный потенциал», и перевели малышку на паллиативное лечение. Другими словами: мы, конечно, сделаем все, что от нас зависит, выживет, значит выживет.
Из больницы домой Ева с мамой выписались только в конце мая.
— Я понимала, что все будет неидеально, но диагнозы так и сыпались. Она практически не шевелилась, плакала беззвучно. Приходилось постоянно быть начеку, ночью я ставила будильник через каждые два часа — боялась, что она перестанет дышать, — говорит Елена.
Надежда есть
Навыками, которые другие дети постигают естественным путем — перевернуться, погулить, засмеяться, поиграть с игрушкой, сесть, сделать первые шаги — девочка может овладеть только при помощи специалистов. Это называется абилитация. Иными словами, малышку учат адаптироваться к жизни.
В конце августа Ева прошла первый курс абилитации в уфимской клинике «Любимый малыш». Как отметили врачи, за это время девочка добилась серьезных успехов:
— Яркий комплекс оживления. Пытается повернуть голову на звук. Вместе со взрослым повторяет движения и действия с предметом. Есть попытки фиксировать взгляд на говорящем. Внимательно слушает обращенную речь, следит за игрушками. На игры логопеда отвечала яркой улыбкой, хочет общаться — есть попытки ответной голосовой реакции, — вот такую позитивную характеристику написали Еве при выписке.
— Когда она первый раз улыбнулась, это было не передать словами, — с нежностью признается молодая мама. — 24 часа в сутки я посвящаю ребенку: делаю массаж, занимаюсь, как меня научили в абилитационном центре. Улучшения есть — она делает попытки сесть, стала активнее, поживее в общении, начала гулить. Немножко нас узнает, мне кажется, что речь понимает. Игрушки берет, но неосознанно, теребит, но чтобы перед собой держала — такого пока нет. Но судороги так и не проходят. Сейчас мы в поиске хорошего невролога. В этом плане очень тяжело — у нас в Салавате таких специалистов нет, а в Уфу с ней часто не поездишь — дорого, и родных там нет.
Успеть по максимуму
Курсы абилитации Еве необходимо проходить каждый месяц. И времени на это у нее в обрез: приобрести и закрепить их нужно до года, потому что как дальше будет развиваться ее мозг, врачи предугадать не могут. Пока есть позитивный отклик, нужно успеть дать ей что-то новое.
На второй курс абилитации Ева отправится в ноябре, она успевает пройти на него по президентскому гранту. А вот как будет рассчитываться за третий, Елена не знает: он стоит 50 тысяч рублей, плюс 16 тысяч нужно будет заплатить за съемное жилье в Уфе. С учетом, что в семье работает только папа, женщина начала откладывать деньги на лечение дочери уже сейчас.
— Настраиваю себя, что если постоянно плакать, она будет это чувствовать и волноваться. Я в нее верю, отношусь, как к обычному ребенку, принимаю, как есть, — вздыхает Лена. — Если об этом думать постоянно, я бы, наверное, давно с ума сошла. Просто поняла, что надо взять себя в руки: она старается, а, значит, и я могу.
Если вы хотите помочь Еве пройти абилитацию и научиться радоваться жизни, вы можете позвонить в редакцию Ufa1 по телефону: 8 (347) 286–51–96, или написать на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру: +7 987 101–84–78. Поддержать маму Евы, Елену, можно по телефону 89872593282. Подписывайтесь на наш канал в Telegram.