Жильцы дома №4 по улице Летчиков в микрорайоне Затон устали бегать с жалобами в управляющую компанию. Дело в том, что всю зиму в подвале многоэтажки текут трубы, а стены от сырости зарастают плесенью.
По словам жильцов, коммунальщики не могут похвастаться добросовестным обслуживанием дома, зато регулярно выставляют за это счета. Причем, как по волшебству, общедомовое имущество от месяца к месяцу то увеличивается, то уменьшается, а жильцы недоумевают — откуда в их давно не новом доме берутся дополнительные квадратные метры? Разрешить спор между жильцами и управляющей компанией пытаются жилищная инспекция, администрация района и прокуратура. Но точки в деле до сих пор нет.
В непростой истории разбирался корреспондент Ufa1.
Деньги утекают в подвал
Девятиэтажку на четыре подъезда в Ленинском районе Уфы в 1990 году построили военные. Дом вырос внутри военного городка недалеко от летного училища.
— Служивые сами занимались строительством. Многоэтажка, котельная, канализационная станция — всё делали своими руками, как и само летное училище, — рассказывает Олег Ключников, военный в отставке, а по совместительству — житель того самого дома.
В 1999 году училище закрыли, военный городок передали в ведение республиканского МВД, а дом отдали на баланс районной администрации.
— Когда многоэтажка принадлежала военным, проверки были каждый год. Дом содержали в порядке, за ним следили, — объясняет Олег Ключников. — А потом всё сошло на нет.
Сначала девятиэтажку на Летчиков обслуживало УЖХ Ленинского района, а с 2015 года следить за домом взялась управляющая компания ООО «ТЖХ».
— Около года назад мы поняли, что работа коммунальщиков нас не устраивает: начала протекать крыша, вход в подвал вечно открыт нараспашку. А что творится внутри, и подумать страшно! Трубы протекают, теплоизоляция давно развалилась, остатки от нее разбросаны по подвалу. Вентиляционные окна на зиму никто не закрывает. Деньги, которые мы платим за тепло и воду, буквально утекают сквозь эти незалатанные дыры, — продолжает другой жилец Владимир Наумкин.
Недовольных такой работой коммунальщиков оказалось много. Жильцы скооперировались и стали названивать в «ТЖХ» с жалобами на состояние подвального помещения. Но в ответ слышали лишь оправдания.
— Сначала говорили, что людей не хватает, потом жаловались на нехватку денег. Вода в подвале как текла водопадами, так и течет, — жалуется Владимир.
«Заглянули в квитанции и ахнули»
С бездействием коммунальщиков решили бороться — кому понравится платить за обслуживание дома, которым никто не занимается? Жильцы подсчитали, сколько переплачивают за невыполненные работы, и схватились за голову.
— Мы подняли квитанции за все месяцы — удивлению нашему не было предела, — говорит Владимир.
По словам жильцов, площадь общедомового имущества, которая указывается в верхней части квитанции, постоянно менялась, причем с мая 2016 года выросла аж в три раза. А вместе с площадью росли и суммы, которые жильцы регулярно платили за ее обслуживание.
— До апреля 2016 года электроэнергию нам начисляли за обслуживание 1431 квадратного метра. А с мая эта площадь почему-то выросла втрое — до 4551 квадратного метра. Хотя ни нового этажа, ни других пристроек в доме не появилось. В июне 2017 года площадь общедомового имущества вновь изменилась: теперь она составляет 2991 квадратный метр. Словно дом в одночасье стал резиновым — сначала увеличился, а потом уменьшился в размерах, — недоумевает Владимир.
Верните деньги
На занимательную математику управляющей компании в подсчетах жильцы многоэтажки пожаловались жилищную инспекцию и прокуратуру. После проведенных проверок в мае 2017 года управляющую компанию обязали провести перерасчет.
— Тем не менее уплаченные деньги нам так никто и не вернул. Постановление коммунальщики исполнять не торопятся, — рассказывает Владимир.
Звонок в управляющую компанию
Инженер участка, который обслуживает дом по улице Летчиков, объяснил с ситуацию с потопами в подвале.
— Сотрудники коммунальной службы работают по заявкам. Мы не ходим с регулярными осмотрами домового имущества. Но на обращение граждан реагируем в максимально быстрые сроки, — рассказал инженер Рим Кудакаев. — Что касается конкретного дома, как раз накануне, 20 февраля, на трубу в подвале мы поставили хомут. Контролер из Уфаводоканала работу проверил: течь холодной воды устранена.
После вмешательства Ufa1 коммунальщики перепроверили состояние труб в подвале дома.
— После вашего звонка мы еще раз обследовали трубы и выяснили, что с трубы все-таки еще немного капает. Было решено заменить участок трубы. Сейчас мы составили служебную записку на предоставление материала. Надеемся, что на следующей неделе уже поставим новую трубу, — уточнил Рим Кудакаев.
Совет юриста
По словам адвоката Вадима Белякова, когда жильцы недовольны работой коммунальщиков, надо в первую очередь общаться с управляющей компанией.
— Если на звонки сотрудники не реагируют, нужно собрать соседей, сделать фотографии доказательств и составить акт. На такое обращение коммунальщики обязаны выехать и устранить неполадки. Если и после этого ситуация не меняется, нужно вновь сделать снимки и написать в вышестоящие инстанции: в надзорные ведомства или прокуратуру, — объясняет Вадим Беляков.
Если жителей дома смущают цифры в квитанции, например, площадь общедомового имущества, проверить сведения можно самостоятельно.
— Нужно сверить данные, указанные в квитанции и техническом паспорте дома. Если несовпадения имеют место быть, то можно смело обращаться в суд, — считает юрист. — Согласно практике, в таких делах закон обычно на стороне жильцов.
Фото: Олег Ключников