Уфимка Наталья Лукманова всегда мечтала иметь собственное дело. 27-летняя девушка успела поработать и в гостиничном бизнесе, и в структуре МВД. Но нашла себя, только когда вышла в декрет: решила шить изделия из кожи. Кройкой и шитьем девушка никогда не занималась, но села и с ходу сотворила сумку! Необычную идею поддержал супруг Ринат... и тоже научился шить.
Корреспонденту UFA1.RU пара показала, как создаются кожаные вещицы, и рассказала, можно ли зарабатывать на творчестве.
Кожевенные конструкторы
— Идеей «не работать на дядю» я болела, наверное, ещё со школы, — говорит Наталья. — Когда ушла в декрет, появилось время хорошенько обдумать, чем хочу заниматься. Попробовала скрапбукинг, но не пошло, до сих пор лежит эта бумага. Все идеи так или иначе были связаны с творчеством. Но мне хотелось заниматься чем-то, что могло бы приносить прибыль. Подумала: почему бы и не кожа? Оказалось, что ей занимаются единицы.
Год назад Наталья стала искать подходящие курсы — кустарный хендмейд делать не хотелось. Школу кожи удалось найти в Санкт-Петербурге, за тысячи километров от родной Уфы. Ринат в тот момент как раз был в отпуске и отправился вместе с женой. После недели интенсивного курса супруги получили корочки кожевенных конструкторов.
— Я долго зрела, но решила, что раз уж за два года этой идеей не переболела, то точно нужно попробовать, — говорит мастерица. — Почему понравилась идея шить сумки? Здесь можно придумывать, что-то брать из коллекций дизайнеров с мировым именем и конструировать свое.
Первую сумку сшила прямо на уроке
Первую свою сумку Наталья сделала уже на занятиях в Питере. Преподаватели пытались отговорить уфимку — уверяли, что модель слишком сложна для новичка. Но девушка и не думала сдаваться, хотя последний раз брала в руки иголку на уроках труда в школе. А когда Наташа вывернула готовое изделие — все они шьются с изнанки — учителя ахнули и засыпали девушку восторженными отзывами. Ринат рисковать не стал: сшил модель попроще, но получилось тоже хорошо.
— Моя мама проходила с этой сумкой целый год, — говорит Наталья. — Здесь специфическая кожа: она как будто затёрта, и чем больше её носишь, тем она становится интереснее. Кому-то такой эффект нравится, кому-то нет. Но чаще, конечно, заказывают классику.
Самым необычным и одновременно самым сложным заказом стала кожаная дорожная сумка.
— По задумке заказчика она была огромной, и нам, кроме дизайнерских моментов, пришлось придумывать, как сделать её прочной и практичной. Специально укрепили ручки. В общем, пришлось повозиться, — рассказывает Ринат. — Но в итоге заказчик остался доволен.
«Добивали на коленках»
На изготовление одной сумки Лукмановы тратят около 20 часов. Это если ни на что не отвлекаться. Но у Рината есть основная работа — он продает систематизированные системы управления и вынужден постоянно выезжать в командировки, а Наталья следит за двухлетней дочкой. Поэтому творить получается пока только в свободное время. Но когда оно появляется, Наталья сразу берётся за краски, а Ринат — за швейную машинку.
— Ещё несколько лет назад сказали бы мне, человеку, совершенно не склонному к творчеству, что я буду шить сумки, я бы не поверил, — улыбается Ринат и хвастается идеально ровной строчкой. — А сегодня мне даже нравится этот процесс, тешит самолюбие.
Даже самое простое изделие из кожи, например, обложка на паспорт, требует внимательности и аккуратности. Процесс создания начинается с того, что кожу необходимо смочить водой — так она станет более податливой.
— Затем кожу начинаем формовать, — рассказывает Ринат. — Я пробиваю контур, супруга наносит рисунок. По сути, я придаю коже объём за счёт содержащегося в ней натурального коллагена. От удара молотком кожа спрессовывается, принимая нужную форму. Острые углы обводить нежелательно — всё-таки материал этот хрупкий и может начать заламываться. Во время этой работы можно легко повредить заготовку, насквозь прорезав ножом.
Ринат вдавливает кожу специальным инструментом и молотком, а под изделие подкладывает мраморную доску — она глушит шум.
— С соседями проблем не возникало, — смеется Наталья. — Хотя иногда удары молотка слышно, особенно вечером. Бывало, если приходилось делать что-то срочное, подкладывали под доску подушку и добивали кожу буквально на коленках.
После того, как изделие полностью высохнет, наступает черед Натальи: акриловыми красками она наносит рисунок. Взмах руки, и из-под кисти в считаные минуты выходит розовый фламинго.
Теперь дело за малым — отстрочить края и затереть их трагакантовой камедью. Такой же состав, к слову, используют в пищевой промышленности — украшают торты. Вещество даёт гладкость и запечатывает срез.
В тренде — полы из кожи
Шить сумку дольше и сложнее. Трудности начинаются с поиска материала и нужной фурнитуры. По словам Натальи, кожей, подходящей для художественной обработки, в башкирской столице занимается всего один человек, поэтому приходится заказывать материалы на специализированном рынке в Санкт-Петербурге. Застёжки и кольца найти в Уфе ещё сложнее, поэтому их тоже возят из других городов.
— Скоро отпразднуем год, как начали заниматься этим делом. За это время успели поучаствовать в дизайн-маркете, создали десятки моделей. Да, работать с кожей прибыльно. Но только, если заниматься часов по восемь в день. На сегодняшний день нам удалось покрыть затраты и выйти в ноль. Ну, может быть, в небольшой плюс.
Пока основные клиенты Лукмановых — родственники и знакомые. Практически все заказчики — уфимцы. По словам Натальи, большой популярностью пользуются мусульманские мотивы. Изобразить на коже арабскую вязь или цитаты из Корана просят реже.
Чем займется, когда выйдет из декрета, Наталья уже знает: будет больше времени уделять шитью сумок. А вдобавок собирается освоить новое направление — говорят, в Европе и Турции сейчас в тренде кожаные ковры и даже кожаные полы. В России такую услугу предоставляют единицы. Наталья уверена в своих силах: если уж научилась с нуля шить сумки, то и ковры из кусочков кожи «ткать» научится.
Светлана Чернова
Фото: Светлана Чернова