Жительница Челябинска Зоя Туганова, чья дочь воспитывалась в башкирском детском доме, отсудила у минздрава области один миллион рублей.
Напомним эту историю: 30 лет назад новорожденная дочь Тугановой Люция из-за ошибки врачей попала в чужую семью, а на воспитание Зое достался ребенок другой женщины, некоей Тулигеновой. Видимо, созвучность фамилий рожениц и стала причиной путаницы.
Когда Люции было пять лет, мужчина, которого она считала отцом, сел в тюрьму за убийство, а мать не выдержала горя и спилась. В шестом классе девочка оглохла из-за осложнившегося и нелеченного отита, а 14-летнем возрасте попала в башкирский детдом – мать за пьянку лишили родительских прав.
Спустя годы родная мать Зоя Туганова отыскала девушку. Родство подтвердили результаты генетической экспертизы. Зоя потребовала возместить ей компенсацию морального вреда.
– Будь мой закон, я бы за каждый год этой бедной девочки просила по миллиону рублей, – рассказала корреспонденту Ufa1 Зоя Туганова.
В конечном счете женщина подала иск на десять миллионов.
Установить ответчика не удалось
Установить виновное лицо в этом деле оказалось непросто. Изначально Зоя Туганова призывала к ответу Минздрав Челябинской области, местное правительство и роддом, где появилась на свет Люция. Минзрав и правительство суд признал ненадлежащими ответчиками. Таковым он счел и роддом на улице Тимирязева: на его базе в 2002 году создали Областной перинатальный центр, который не является правопреемником областной акушерско-гинекологической больницы, где рожала Зоя. Кроме того, из двух акушерок, дежуривших в день родов Тугановой, в живых осталась лишь одна, да и та давно на пенсии.
– Мы несем ответственность лишь за тех работников, с кем связаны трудовым договором, – отметила представитель перинатального центра.
Подождать до лучших времен
Представитель перинатального центра настаивала и на том, что и сама Зоя не приложила никаких усилий для того, чтобы развеять свои сомнения в подмене ребенка. Согласно обменной карте новорожденных, у роженицы было как минимум пять дней на то, чтобы обратиться с заявлением к заведующему отделением либо к главному врачу больницы. Но она почему-то этого не сделала.
– Я заметила подмену, когда малышку принесли мне на кормление. Прекрасно помню, что, когда ее показали после родов, я воскликнула, мол, как же она на мужа моего похожа – тот же нос и огромные голубые глаза, – рассказывала корреспонденту Ufa1 Зоя. – Я заявила медсестре, что это не мой ребенок, а мне пригрозили, что упекут в психушку. Я не могла так рисковать – ведь дома меня ждали еще двое детей. Поэтому решила подождать до лучших времен.
Собираются оспорить решение
На деньги, полученные в качестве моральной компенсации, Зоя Туганова собиралась купить дочери квартиру в Челябинске. Дом в деревне, где сейчас обитает Люция и трое ее детей, непригоден к существованию: после смерти людей, воспитавших девочку, он десять лет простоял пустым, окна, двери и пол растащили, стены рушатся, а свет и газ отключили за долги.
Однако требуемую сумму компенсации – десять миллионов рублей – суд признал «несоразмерной с нравственными и моральными страданиями истицы». И постановил выплатить Зое лишь его десятую часть – один миллион рублей. В связи с отсутствием ответчика сумму взыщут с Министерства финансов России и выплатят за счет средств государственной казны. Впрочем, у ведомства есть еще время, чтобы оспорить решение суда.
Собирается подавать на апелляцию и адвокат Зои Тугановой Андрей Маркин. Размер присужденной компенсации его удивил.
– Это не та сумма, на которую мы рассчитывали, – прокомментировал он корреспонденту сайта Сhelyabinsk.74.ru. – Решение об обжаловании будем принимать после получения мотивировочной части вердикта суда.
Недовольна решением судей и сама Зоя.
– Виноваты в подмене врачи, и они должны отвечать за это. Наверное, решение суда надо обжаловать, но я уже устала, – призналась женщина журналистам. – Если не получится купить квартиру, будем к Путину обращаться, пусть он даст денег. Я не думала, что такой конец будет.
Фото: Дмитрий Куткин, Дарья Невзорова