В непростой ситуации оказалась семья Ишбулдиных. Буквально на глазах их дом начал разрушаться из-за соседей. Дело в том, что вплотную к зданию был поставлен забор. Теперь убрать с крыши снег и обслужить дом стало невозможным. Под тяжестью осадков стены дома начали трескаться, а в межсезонье в эти трещины проникает вода. Внутри дома стоят подпорки, но в любой момент крыша может рухнуть.
Требуют сноса дома
Оказалось, что дом Флюра Ишбулдина стал находиться на территории соседского участка. По его словам, это произошло после того, как его супруге дали подписать документ якобы на разрешение строительства. Доверчивая уфимка расписалась, но не обратила внимания: на обратной стороне документа были обозначены новые границы соседского участка, который разросся на территорию дома Ишбулдиных.
– Мы решили подать иск в суд и выиграли первую инстанцию, – рассказал Флюр Наилевич. – Советский районный суд обязал соседей восстановить прежние границы участка и устранить препятствия в виде насыпи и забора.
После решения суда семья Ишбулдиных вздохнула с облегчением: справедливость победила. Однако соседи не остановились на этом и подали на апелляцию в Верховный суд Башкирии. И суд встал на защиту «земельных рейдеров».
– Из-за того, что соседский дом находится на возвышенности по отношению к нашему, их насыпь и забор в буквальном смысле проходят по крыше нашего дома. Из-за этого дом дает усадку и трескается. Они настаивают, чтобы мы очистили участок и снесли дом, однако у нас нет другой жилплощади, и мы не знаем, как отстоять свои права.
Комментарий у соседей журналистам получить не удалось: хозяев коттеджа не удалось застать дома.
Адвокат настоит на технической ошибке
Генеральный директор правовой компании «Арбат» Радик Гарифуллин, который защищает права семьи Ишбулдиных, намерен настоять на технической ошибке.
– Согласно действующему земельному законодательству и дополнительным регламентам по согласованию кадастровых работ кадастровым инженером, и федеральному закону «О кадастре» – согласование границ земельного участка возможно только с собственником, землепользователем или с лицом с правом аренды. Однако супруга, которая подписала документ, не является собственником. Дом принадлежит Флюру, которому ничего подписывать не давали.
По словам адвоката, также кадастровый инженер, который дал на подпись документ, не убедился в наличии прав на собственность у супруги собственника.
– Однако Верховный суд Башкирии признал этот документ действительным и отменил решение районного суда, – сказал Радик Гарифуллин. – Таким образом, суд не защитил права Ишбулдиных.
Сейчас адвокат собирает документы, чтобы продолжить судебные тяжбы. В противном случае, если не будет доказана техническая ошибка и недостоверность документа, семья останется на улице.
– Будем настаивать на уточнении границ постройки 1961 года и доказывать наличие технической и кадастровой ошибок для восстановления границ земельного участка, которые были в первоначальном положении, – сказал адвокат. – Также существуют санитарно-эпидимиологические и противопожарные правила, которые регламентируют наличие одного метра от границы до постройки. Эти факторы тоже нарушены, и в дальнейшем будем пытаться и приложим все усилия для защиты прав семьи Ишбулдиных.
Юрист Радик Гарифуллин посоветовал уфимцам при подписании подобных документов обращать внимание на границы участков. Иначе есть риск остаться ни с чем.
– Чтобы избежать подобных ситуаций, нужно смотреть то, что подписываете. При ведении кадастровых осмотров, межевых работ, нужно обязательно интересоваться и спрашивать, что происходит. Тем более, если кадастровый инженер работает на соседнем участке. Если необходима подпись, то стоит сверить четкое прохождение границ земельного участка и убедиться в правильности кадастровых замеров, – отметил Радик Гарифуллин.
Фото: Фото и видео Дмитрия Янченко