Анализ происшествий на дороге с участием несовершеннолетних показывает, что каждая третья авария случается по вине детей. Эта печальная статистика красноречиво заявляет о серьезных проблемах в организации обучения правилам дорожного движения детей в Башкирии. К тому же с каждым годом растет детский травматизм на дорогах. Эксперты предлагают ввести уроки ПДД в школах. Но поможет ли это?
Инициатива
Депутат Государственного Собрания – Курултай Артем Волков предложил ввести со второго полугодия 10-го класса урок по теории ПДД. Согласно концепции проекта, после прохождения курса учащиеся должны сдать зачет на знания ПДД и получить вкладыш к аттестату о среднем образовании. В дальнейшем на основании этого документа автошкола будет производить последующее обучение.
«Много аварий происходит от незнания элементарных правил дорожного движения, – говорит Волков, – в школах нужно уделить внимание теоретической части, что позволит автошколам сконцентрироваться на практике».
Депутат отметил, что важно наладить схему взаимодействия между школой и автошколой. Также он выразил желание, чтобы уроки по ПДД в общеобразовательных учреждениях стали частью обязательной программы, однако подчеркнул, что с этим сопряжено много трудностей.
Но ведь дорожно-транспортные происшесвтвия случаются не только со старшеклассниками?
Директор МБОУ Гимназии №39 Ирина Киекбаева в целом поддержала инициативу. По ее словам, данный проект, прежде всего, во благо детей. Но начинать обучение нужно гораздо раньше.
«Считаю, что с первого класса уже можно начинать читать детям курс ПДД», – сказала Киекбаева.
С Ириной Петровной оказался солидарен председатель городского родительского комитета Анатолий Горячев.
«Плотность движения транспорта возрастает, что говорит о росте угрозы для детей. Поэтому мы должны готовить их на протяжении всего курса обучения», – высказался Анатолий Горячев.
По его мнению, такое решение способно заложить зерно ответственности в головы будущих водителей, что позволит искоренить коррупцию в области сдачи экзаменов на права.
Уроки ПДД в какое время?
Тем не менее участники совещания отметили, что необходимо продумать, на каком уровне проводить подобные занятия. Дело в том, что современная школьная программа укомплектована и расписана по часам. В большей степени это касается учеников 10-го и 11-го классов, которые выходят на финишную прямую к подготовке ЕГЭ.
Если же включать уроки по ПДД в обязательную программу, то необходим длительный процесс согласования с министерством образования. А если ввести факультативный режим, будет ли он эффективен?
Также важный вопрос: должна ли средняя общеобразовательная школа брать на себя обязанность готовить водителей. К тому же существует курс ОБЖ, на котором изучаются ПДД, что в совокупности с обязательной 10-часовой программой составляет 14 часов.
«Этого все равно мало», – считает первый заместитель начальника управления образования Администрации городского округа г. Уфа Рамиля Ишимгулова.
По ее мнению, подобный проект должен мотивировать. Ребята должны знать, что часы школьных занятий по ПДД будут зачтены уже в автошколе.
С тем, что программы из 10 обязательных часов недостаточно, также согласился и заместитель начальника управления ГИБДД МВД по РБ Эльвир Сагитов.
«Нигде меньше часов нет, – заявил Сагитов, – к тому же преподавать детям ПДД нужно еще и как водителям, а не только как пешеходам. Необходимо внушать им психологию человека, который находится за рулем. К тому же в школах люди более восприимчивы, чем в автошколах».
По его словам, сотрудники ГИБДД с радостью окажут помощь в воплощении этой инициативы в жизнь. Также Сагитовым было отмечено, что всего лишь 10-15% сдают экзамен на водительские права с первого раза, что говорит о низком качестве подготовки в автошколах.
Председатель ОО местного отделения ДОСААФ г. Стерлитамак Фарит Мигранов признался, что концепция предложенного проекта ему нравится, и что ДОСААФ в Стерлитамаке готов взять на себя обучение школьников.
По итогам совещания стало ясно, что концепция получила одобрение, однако предстоит много работы по ее реализации.
Мнение родителей
Родители довольно скептически настроены по поводу этой инициативы.
«Учить должны в первую очередь сами родители, а не школа. Я не была на таких уроках, но мне кажется, что в условиях решаемых там задач будут идеальные условия вроде "на красный все стоят", а в жизни все иначе – не все водители останавливаются сразу на запрещающий сигнал светофора. Поэтому ребенка родители должны учить на практике, – говорит мама школьницы Наталья. – Ну, и, конечно, именно родители должны подавать правильный пример – если ты сам тащищь ребенка через дорогу в неположенном месте, то не жди, что он будет соблюдать правила, когда будет переходить улицу один».
Фото: Фото Олега Каргаполова, Александра Файрузова