Республиканские парламентарии недовольны качеством учебников. Депутаты считают, что в книгах слишком часто используются образы Запада, например, ковбои. В противовес этому в республиканских учебниках будут использоваться национальные особенности республики. Эксперты считают это вполне логичным для предметов, связанных с культурой и историей Башкирии.
На днях члены Комитета по образованию, науке, культуре, спорту и делам молодежи Госсобрания – Курултая РБ обсудили законопроект «О внесении изменений в Закон РБ «О республиканском комплекте учебников для образовательных учреждений». Сообщается, что проект закона направлен на издание учебников и учебных пособий, содержащих региональные, национальные и этнокультурные особенности. Как сообщили в министерстве образования РБ, изменения будут вноситься в учебные пособия по башкирскому языку, родной литературе и тому подобное, которые издаются в Башкирии.
«У нас действует единый образовательный федеральный стандарт, в том числе он распространяется на учебники. Сейчас из компетенции республики исключены полномочия по установлению республиканского компонента государственных образовательных стандартов. Но, несмотря на единое пространство, у нас есть свои особенности: культурные, языковые, национальные – то есть особенности, связанные с нашим регионом. Поэтому республика принимает участие в разработке образовательных программ с учетом нашей специфики, но на основе федеральных стандартов. Таким образом, концепция данного законопроекта направлена на издание учебников и учебных пособий, содержащих региональные, национальные и этнокультурные особенности, – объясняет заместитель председателя Госсобрания – Курултая РБ Лилия Гумерова. - Сейчас создана рабочая группа, куда войдут не только специалисты министерства образования, но и ученые, издатели».
Как сообщили в пресс-службе Госсобрания – Курултая РБ, законопроект был поддержан депутатами комитета и направлен в президиум для включения в повестку дня сентябрьского заседания.
Тем не менее, ситуация с учебными пособиями остается не самой лучшей. При всем многообразии учебников, учителя довольны лишь немногими. Зачастую учебники противоречат друг другу, в них встречаются ошибки и неточности, искажаются исторические факты.
Но, оказывается, досадные промахи появляются не только в учебниках по истории, но и по математике. Так, председатель Комитета Госсобрания – Курултая РБ по образованию, науке, культуре, спорту и делам молодежи Равиль Бикбаев процитировал на заседании комитета несколько задачек из учебника для пятиклассников под редакцией Л. Петерсона и Г. В. Дорофеева: «Ковбой Джо зашел в бар и попросил у бармена бутылку виски за три доллара, трубку за шесть долларов, три пачки табака и девять коробок непромокаемых спичек, цену которых он не знал. Бармен потребовал с него 14 долларов 80 центов (в долларе 100 центов), на что Джо вытащил пистолет. Бармен пересчитал снова и исправил ошибку. Как Джо догадался, что бармен пытался его обсчитать?» Согласитесь, такой герой мало подходит для школьного задачника по математике.
«Вопрос очень актуальный, если любая страна начинается со школы, то школа начинается с учебников, с букваря. С учебниками у нас полная неразбериха: школам предлагаются учебники, которые противоречат друг другу. Идет фальсификация истории нашей страны, истории великой русской литературы, нет единой концепции, единой идеологии, – говорит Равиль Бикбаев. – Раньше были учебники, в которых все говорило о нашем патриотизме, о вере в светлое будущее. Этому нужно уделять огромное внимание. Думаю, мы должны вести в наших школьных учебниках пропаганду знаний своей истории, культуры, лучших образцов литературы. Ну а что касается спиртного и сигарет, с алкоголизмом и табакокурением сегодня необходимо бороться, а мы наоборот, решаем задачи на эту тему».
Правда, изменить учебники по основным предметам (математика, физика, русский язык и так далее) республиканские власти не в силах, так как эти книги печатаются централизованно федеральными издательствами. Но региональное министерство образование вполне может рекомендовать тот или иной комплект учебников для школ.
«Конечно, любые учебные пособия помимо образовательной функции должны иметь и воспитательный эффект. Будет неплохо, если в учебниках будут использоваться примеры, связанные с культурными традициями страны, – считает доцент кафедры современного языкознания Башкирского государственного университета Светлана Родионова. – Главное – не переборщить с фольклорными мотивами».
Фото: Фото с сайта Bloghogwarts.com