В Башкирии – очередной случай издевательства над воспитанниками коррекционного интерната. Воспитатель заставил детей в течение двух часов отжиматься, ходить гусиным шагом и делать «лягушку». На следующий день несколько детей обратились за медицинской помощью: из-за перенапряжения у них сильно болели мышцы и суставы. После экзекуции руководство интерната объявило педагогу выговор, но не стало отстранять его от работы. Прокурор района требует уволить воспитателя за жестокое обращение с детьми. Надзорное ведомство также настояло на том, чтобы педагог был наказан.
«По материалам проверки прокуратуры возбуждено уголовное дело в отношении воспитателя по признакам преступления, предусмотренного статьей 156 УК РФ (ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних педагогом или другим работником образовательного учреждения)», – сообщила старший помощник прокурора РБ Лариса Кучина.
Как пояснили в отделе внутренних дел по Салаватскому району, поводом для жестокой расправы над детьми стало исчезновение 500 рублей из сумочки одной из воспитательниц. Кража произошла еще 26 декабря. В тот день женщина заходила в комнату девочек старшей группы и ненадолго оставила там свою сумку. Об исчезновении денег она узнала только вечером, когда вернулась домой. Подозрение пало на детей. Довольно долгое время воспитательница пыталась сама решить проблему: расспрашивала воспитанников о происшествии, надеясь, что они сознаются. Однако подозреваемый так и не нашелся.
1 февраля об инциденте узнал ее коллега. 26-летний воспитатель младшей группы Рим Бакиров (фамилия и имя изменены. – Прим. авт.) решил добиться чистосердечного признания любой ценой, устроив детям «профилактические мероприятия». Он собрал воспитанников с первого по девятый классы в спортзале и заставил их отжиматься, ходить гусиным шагом, делать упражнение «лягушка». При этом воспитатель нецензурно выражался в адрес детей. Во время упражнений он несколько раз останавливал воспитанников и спрашивал, не хочет ли кто-то из них признаться в краже. Но все молчали. Все это продолжалось в течение часа, до ужина. После еды детей вновь вновь согнали в спортзал, и муштра продолжилась. Через час самые младшие, восьмилетние воспитанники, начали плакать от боли и усталости. Издевательства прекратила одна из старших девочек. Восьмиклассница взяла вину на себя, хотя и не брала денег.
На следующий день трое детей обратились к медсестре с жалобами на боли в мышцах и суставах. Медработник и логопед интерната попросили руководителя принять меры в отношении педагога. Но никаких решительный действий не последовало. Тогда женщины обратились в правоохранительные органы.
После стало известно и о других нарушениях законодательства. Выяснилось, что мужчина не имел права заниматься педагогической деятельностью.
«Изначально этого сотрудника в интернат приняли на должность водителя. Затем, спустя год, несмотря на отсутствие педагогического образования, он стал воспитателем младшей группы. Директор учреждения объясняет это тем, что в интернате постоянно не хватает педагогов. Затем он поступил в пединститут, и с августа 2010 года он учится на первом курсе физкультурного факультета заочно», – рассказывает дознаватель ОВД по Салаватскому району Башкирии Фаиль Мухмутов.
21 февраля ОВД по Салаватскому району Башкирии возбудил уголовное дело в отношении педагога. Он подозревается в ненадлежащем исполнении своих профессиональных обязанностей по воспитанию несовершеннолетних. В настоящий момент он отстранен от работы.
Виноватым воспитатель себя не считает. Армейские методы для него – не более чем профилактическая работа с детьми. Воспитанники группы Рима Бакирова рассказали, что и раньше подвергались таким «тренировкам».
В правоохранительных органах не исключают, что руководству интерната было известно об этих методах воспитания детей, но оно предпочитало смотреть на все сквозь пальцы. Ведь даже после начала проверки в учреждении администрация не стала отстранять педагога от работы, ограничившись лишь выговором.
В коррекционной школе-интернате воспитываются дети с нарушениями психического развития. Защищать свои права им сложнее, чем обычным детям. Так что общественного резонанса случай, скорее всего, не вызовет.
В Салаватском районе это уже второе подобное ЧП. Ранее в деревне «Насибаш» 57-летняя директор социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Дуслык» заставляла несовершеннолетних воспитанников работать на личном участке. В феврале этого года суд приговорил ее за использование рабского труда к штрафу в 15 тысяч рублей в пользу государства. При этом иск о компенсации морального вреда, причиненного детям, заявлен не был.
По словам следователя Дуванского межрайонного следственного отдела СУ СКП РФ по РБ Зинура Галиуллина, у четверых ребят, вынужденных работать в тот день на участке, очень непростые жизненные обстоятельства. Одну из девочек пытался изнасиловать отчим, другую забрали из многодетной пьющей семьи. Мать одного из подростков убила отца, второго парня родители бросили, уехав в другой город. Заступиться за них было некому.
После вынесенного заведующей центра приговора исполнявшая в то время обязанности уполномоченного по правам ребенка в РБ Лилия Гумерова подчеркнула: факт, что дело было предано огласке, получило общественный резонанс и в итоге дошло до суда, очень важен.
«То, что это происшествие вызвало всеобщее осуждение, будет служить предостережением всем, кто захочет использовать детей в своих меркантильных интересах», – заявила она тогда. Видимо, вывод был сделан преждевременно. Пока шла подготовка к процессу, очень похожая история разворачивалась в другом учреждении района.
В России для защиты детей создан институт уполномоченного по правам ребенка. Однако, как показывают суровые реалии жизни, визитов проверяющих в детские дома и интернаты все еще недостаточно. Администрация, как правило, разыгрывает перед правозащитниками заранее отрепетированную пьесу о счастливой жизни воспитанников. А изнанка жизни остается за кадром. В стране на протяжении года обсуждается проект закона «Об общественном контроле за детскими учреждениями». Закон, позволяющий общественникам постоянно контролировать ситуацию, должен изменить подход к детям у персонала и администрации, считает руководитель общественной организации «Право ребенка» Борис Альтшулер.
Но, возможно, система защиты детей заработала бы уже сейчас, если бы государство заставляло педагогов-садистов и администрации учреждений выплачивать обиженным детям огромные компенсации.