В Башкирии создан банк данных вундеркиндов. Информация о талантливых детях в ближайшее время будет размещена в Интернете, на «Образовательном портале Республики Башкортостан».
В списке самых умных и талантливых детей республики пока пять с половиной тысяч фамилий. Однако педагоги уверены, что одаренных ребят может быть больше.
Возможно, вскоре поддержка одаренных детей станет одним из направлений национальной политики в сфере образования. О приоритетах в работе с талантливыми детьми и новой российской школе на этой неделе говорил министр образования и науки Андрей Фурсенко.
«Важно научить учителей работать с талантами. Не только в крупных центрах, но и в каждом маленьком городке», – подчеркнул он.
На первый взгляд, талантливый ученик – это золотая мечта для любого педагога. Однако многие учителя признаются, что работать с гениями непросто. Парадоксально, но ребенок, который схватывает знания на лету, в обычной школе часто неудобен. Другие ученики за гением не успевают, а ему самому на уроке становится неинтересно.
Методику выявления одаренных детей применяют и другие регионы страны. Подобный опыт есть в Москве, Татарстане, Пермском крае, Пензенской области... На прошедшем в Уфе совещании руководителей учреждений образования Приволжского федерального округа обсуждалось, как должна строиться педагогическая работа с гениями. Так, в Татарстане для одаренных школьников предусмотрены повышенные стипендии, затем оказывается помощь в трудоустройстве. Министр образования Татарстана Данил Мустафин подчеркнул, что необходимо не только взять одаренного ребенка на заметку, но и сопровождать его в дальнейшей жизни: интересоваться его достижениями в школе, затем следить за успехами выпускника в вузе и профессиональной деятельности.
Педагоги уверены, что ребенку необходимо помогать в «поиске своего пути». Бывает, когда внимание особенно необходимо будущему гению. Талантливые дети очень ранимые, отмечают психологи. И если в нужный момент им не была оказана поддержка, могут «сломаться» из-за самой мелкой неудачи.
«Я бы посоветовала заниматься общим развитием малыша и не навешивать ярлыки раньше времени, даже если этот ярлык «гениальность». Поддерживайте его в исканиях, и в 12-13 лет посмотрите, что будет. К этому возрасту формирование интеллектуальных функций завершается, в 12 лет ребенок уже имеет интеллект уровня взрослого человека. Если к этому моменту экстраординарные способности сохраняются, уже можно начать прилагать определенные усилия. Но опять же важно понимать, с какой целью вы это делаете. Главное – воспитывать ребенка как личность, это важнее, чем все титулы на свете. Много внимания уделяйте развитию его ценностей, мировоззренческих взглядов», – советует детский психолог Елена Сыркина.
В Уфе на базе Башкирского института развития образования в 2002 году создан Центр выявления и развития одаренности под руководством доцента, кандидата педагогических наук Флориды Фахретдиновой. В 2008 году на основе наблюдения за достижениями 776 учащихся 9–11 классов, показавших высокие результаты на различного уровня олимпиадах и творческих конкурсах, центр сформировал банк данных «Одаренные дети», был издан сборник «Портфолио одаренных детей Республики Башкортостан».
Для реализации программы «Развитие образовательных учреждений, центров и экспериментальных площадок» на базе различных школ созданы экспериментальные площадки. Это позволяет создать благоприятную образовательную среду для развития способностей у детей не только в условиях городских специализированных лицея и гимназии, но и в сельской школе.
Сегодня у педагогов имеется рабочая концепция одаренности: она служит необходимой теоретической базой для разработки методических рекомендаций по созданию той или иной системы выявления и развития талантливых детей. При этом методика адаптируется под особенности каждого образовательного учреждения.
Родители юных гениев, в свою очередь, уверены, что талантливых детей не надо «выявлять», их нужно просто любить.
«В воспитании одаренного ребенка главное – просто любить его и воспитывать порядочным человеком», – говорят они. Впрочем этот секрет знают большинство талантливых педагогов и одаренных родителей.