Сегодня во всех школах региона прозвенит последний звонок для выпускников. А уже в июне перед 27 424 одиннадцатиклассниками и их родителями встанет вопрос о выборе вузов, в которые они понесут результаты своих ЕГЭ. Высшие учебные заведения страны еще только готовятся вступить в соревнование за умы абитуриентов. Однако уже сейчас можно сделать прогноз, какие профессии выберут сегодняшние выпускники: скорее всего, сенсаций не произойдет, и спрос на юридические и экономические специальности будет все так же высок...
Сегодня в российских вузах 1500 факультетов экономики и около 2000 юридических. Для сравнения, в медицинских вузах всего 300 факультетов. Инженерных факультетов – около 200. Сегодня редкий вуз не учит «на экономиста». Так, в УГАТУ есть Институт экономики и управления, в УГНТУ – тоже Институт экономики.
«Традиционно популярны экономические специальности, хотя спрос на специалистов по ним на рынке труда снижается. В ходу специальности в области информатики, электро- и теплоэнергетики, связи, некоторые технологические специальности», – подтверждает ректор Уфимского государственного авиационного технического университета Мурат Гузаиров.
Сегодня в Уфимском нефтяном университете обучаются около 14 тысяч студентов. Еще 20 тысяч – в авиационном университете. Более 25 000 студентов выбрали классическое образование в старейшем вузе республики, БашГУ. Около пяти тысяч человек учатся по медицинским специальностям. Кроме того, Башкирский аграрный университет готовит около 10 тысяч сельских специалистов.
Социологи с тревогой следят за изменениями, которые происходят в сфере образования. Большинство современных выпускников, около 80%, намерены продолжить образование в вузах. И почти никто из них не хочет «работать руками». Рынок труда уже это почувствовал: сегодня, когда проблема безработицы в регионе остается достаточно серьезной, производству не хватает рук, а не мозгов.
Вакансии на бирже труда сегодня есть, но в основном это рабочие специальности: требуются водители, слесари-механики, инструментальщики, слесари по ремонту автомобилей, монтажники, столяры... Зарплаты от семи до 15 тысяч рублей в месяц. По словам директора Центра занятости населения Уфы Василия Сорокина, большинство сегодняшних безработных имеют высшее и средне-специальное образование и на последнем месте работы трудились руководителями или были служащими.
Сегодня высшее образование есть у большей части работоспособного населения. Казалось бы, это хорошо, что вузы доступны для большинства населения. В то же время очевидно, что из-за этой своей доступности высшее образование несколько обесценилось.
«Вот на моем курсе было четыре группы студентов. Среди них были и одаренные, и средние, и откровенно глупые люди, которые элементарных-то вещей не могли и не хотели запомнить. Все они в конце концов получили дипломы. Нужен ли стране специалист, который не мог отличить подлежащее от сказуемого и кое-как этот диплом защитил – я не знаю», – говорит педагог Альфия Тимерова.
О том, будут ли они востребованы в будущем, нынешние абитуриенты сегодня не думают. Они молоды и рассчитывают, что смогут занять неплохое место под солнцем.
Интересно, что по данным социологического опроса 1929 года большинство 13-14-летних подростков мечтали получить профессии техника или агронома, а также учителя. Примерно столько же ребят хотели стать киноактерами, чуть меньше – инженерами. И меньшинство решили пойти в политику.
В 70-х годах прошлого века мальчики видели себя космонавтами, врачами и водителями грузовиков. Девочки мечтали стать учителями, врачами и балеринами.
По данным опроса, проводившегося в республике с 1993 по 1999 годы, в это время у юношей пределом мечтаний стало желание быть предпринимателем, бизнесменом, а также шофером, машинистом. У девушек – юристами, работниками правоохранительных органов и врачами. Именно в это время наметилось желание подрастающего поколения нигде не работать, но получать при этом много денег.
Сегодня вновь на первый план выходит профессия врача: она популярна и у мальчиков, и у девочек. Кроме того, мальчикам интересно было бы связать свою жизнь со спортом (футбол, баскетбол, теннис и борьба). Девочки хотят стать дизайнерами.
Мысли вчерашних одиннадцатиклассников пока далеки от будущей профессии. Для них сегодняшний день – праздник, и развлечения только начинаются.
«Куда потом? Потом мы в парк пойдем», – говорят они.
Какими бы ни были мечты сегодняшних абитуриентов, у большинства подростков они, скорее всего, не сбудутся. Стране по-прежнему не хватает тех, кто отвечает за жизнеспособность общества: хороших врачей, талантливых учителей. Психологические факультеты, которые сегодня становятся так популярны, вряд ли будут очень востребованы.
В 2001 году социологи Волков и Добреньков в своем исследовании показали, что 51,5% работающих молодых людей трудятся не в соответствии с их первоначальной специальностью, а каждый третий вообще не имеет профессии.
«Все это сказывается на профессиональной социализации молодежи. Подавляющее большинство (более 80%) молодых людей достигают профессиональной зрелости и экономической состоятельности лишь к 30 годам, то есть за пределами молодежного возраста», – писали они.
Однако молодые люди уверены, что им повезет. И пусть через несколько лет они будут вынуждены поменять профессию, а многие из них разочаруются в своем призвании. Радует то, что они не хотят быть бандитами, как это было в 90-х.
Фото: Видео Рустема ВАЛИДОВА