8 ноября самые веселые и находчивые отмечали Международный день КВН. Это юмористическое движение в республике сейчас переживает нелегкие времена. О том, чем веселые и находчивые живут сегодня, рассказал председатель Республиканского центра реализации творческих инициатив молодежи, один из основателей КВН в Уфе, актер, ведущий и шоумен Алексей Ходорев.
– Алексей, вы являетесь родоначальником КВН в Уфе. Расскажите, с чего все начиналось?
– Перефразируя классика, можно сказать, что слухи о моем родоначальстве КВН в Уфе сильно преувеличены, скорее – один из. Я учился КВН у тех уфимцев, которые выигрывали у одесских юмористов. И вот позже мы начали продвигать идею перехода от «Юморины» к КВН, когда он вернулся на Центральное телевидение в 1986 году. Все помнят, что для отечественного КВН застойными были 70-80-е годы. В СССР тогда проводились три мероприятия, посвященные 1 апреля: карнавал-фестиваль «Юморина» в Одессе, также торжественное мероприятие во Дворце спорта в Лужниках, где собирались юмористы советского периода – Альтов, Иванов, Веселовский и те юмористы, которые печатались на последней полосе «Литературной газеты».
В Уфе тоже была своя «Юморина», в которой участвовали вузы республики. Несмотря на такое название, мероприятие было похоже на КВН. Даже номинации были такие же – визитная карточка, домашнее задание, музыкальный конкурс, разминка, конкурс капитанов.
Но для тех советских времен было свойственно, что прежде, чем команде было разрешено выступить на «Юморине», она проходила немереное количество комиссий. Начиная с вуза и заканчивая обкомом партии. На каждом этапе проверки постоянно присутствовали люди, которые контролировали благонадежность высказывания со сцены. После чего команда в отредактированном «урезанном» виде допускалась к участию.
И где-то чуть позже в конце 80-х годов начала бродить идея, что «Юморина» – это все-таки фестиваль различных видов искусства – одни танцуют, другие поют, третьи играют на музыкальных инструментах, показывают пантомиму, читают монологи. А КВН – это другой жанр со своими законами. И тогда инициативная группа вышла на горком комсомола, чтобы осенью проводить КВН отдельно от «Юморины».
– Сами играли в КВН?
– Да… К «Юморине» и КВН меня в 1978 году приобщили в нефтяном институте, но на сцену я не вышел в результате той же цензуры. А уже потом, когда поступил в авиационный институт, практически сразу стал играть за сборную вуза. В 1988 году команда Башкирского сельскохозяйственного института, за которую я выступал как аспирант кафедры пчеловодства, как раз ездила в Москву. Это кстати, был единственный раз, когда команда из республики была у Александра Маслякова. Мы тогда успешно прошли в четвертьфинал, и в полуфинале встретилась с Московским государственным университетом. Я считаю, что объективно мы были лучше. Четыре раза за неделю переписывали всю программу. Первоначальный наш вариант был намного интереснее. Но сельскохозяйственный институт из Башкирии априори не мог выиграть у МГУ имени Ломоносова на Воробьевых (тогда Ленинских) горах.
– Шутки придумывали сами?
– Тогда да, сами. Это сейчас есть профессиональные редакторы, в том числе и Уфе. А в те времена не было такого понятия, как «заплатил и купил литературный материал».
– Как дела с КВН сейчас в республике обстоят?
– Хорошо организован КВН в Стерлитамаке, Нефтекамске, Бирске, но в Уфе, к сожалению, в последние годы мало уделялось официального внимания этому движению. По роду своей деятельности я сейчас являюсь председателем Республиканского центра реализации творческих инициатив молодежи. Одним из приоритетных проектов нашего Центра и является создание мощной базы КВН – движения в Республике Башкортостан, создание грамотно структурированного Республиканского клуба, проведение мастер-классов, школ КВН для всех желающих проявить себя в этом, поверьте на слово, весьма непростом творчестве.
В Уфе же сегодня ситуация напоминают басню Крылова «Лебедь, Рак и Щука». В городе, кроме наших проектов, существуют две частные лиги КВН – «Первая студенческая» и «Сезон» Руслана Мухтарова. Вторая лично у меня вызывает симпатии. Она очень хорошо организована. Лига открытая, к нему приезжают юмористы из Самары, Ижевска, Перми. Единственное, о чем я переживаю, что у него очень мало зрителей. Когда проводятся фестивали «Сезона», приезжают интересные команды и исполнители со стороны, то увидеть это могут только те, кого может вместить, по современным меркам, весьма скромный зал Дворца имени Орджоникидзе.
Ну, а самая главная проблема КВНа в нашей республике – отсутствие достойного финансирования. Но мы работаем, ищем и всегда рады любой помощи нашему делу. Руки опускать никто не собирается.
– Какие цели преследуете, создавая этот клуб?
– В этом году мы целенаправленно решили создавать республиканский Клуб веселых и находчивых. Раньше те, кто занимался КВН-движением в Уфе, делали акцент на то, чтобы создать команду, достойную представлять республику в Москве у Маслякова. Но это скорее напоминало разовые акции. Не имея базы и плановой подготовки команды по актерскому мастерству, сцендвижению и прочим необходимым навыкам, преемственности поколений кавээнщиков, трудно достичь высоких результатов в Высшей телевизионной лиге МС КВН.
Вот свою задачу я и вижу в создании в республике мощного клуба, который будет объединять, развивать и продвигать на Россию наш местный колоритный юмор школьной, учащейся и трудящейся молодежи. Это для престижа Башкортостана. А самое главное – радовать нашего местного зрителя достойными шутками и юмором. Мы хотим объединить таким образом всю республику, возродить традицию КВН и возвратить команды под флаги вузов. В связи с этим хотим совместно с министерством молодежной политики провести Кубок вузовских и ссузовских команд, который пройдет 28 ноября в Конгресс-холле.
Сейчас, кстати, у нас официально работает Открытая телевизионная лига КВН РБ. Она объединяет самые сильные команды, которые играют в сезоне постоянно. В ней могут принимать участие как местные, так и приезжие коллективы, но это уже должен быть профессиональный телевизионный продукт. Команды должны быть сильны в плане юмора, у них должна быть мощная редакторская составляющая.
И в наших клубных планах как раз создание многоуровневой вузовской и ссузовской лиги. В зависимости от подготовленности мы будем их распределять по дивизионам. Как и в спорте: кто-то послабее – учится и развивается, а затем переходит в Высшую лигу.
Кстати, сильные команды были представлены на КВНе трудящейся молодежи в октябре этого года. И вот у этой трудящейся молодежи есть все шансы – и, скорее всего, так и будет – стать полноценной Лигой, которая достойно будет представлена в Республиканском клубе.
– В клубе будут состоять только русскоязычные команды?
– Да. Но ведь не только РЦРТИМ существует, есть у нас и Союзы башкирской и татарской молодежи. Хочу сказать, что по культуре и менталитету юмор все-таки немного отличается. Бывая на таких КВНах, если и понимаешь слова, то юмор понятен не всем. Но мы всегда будем рады видеть их в наших рядах.
В этом году я сидел в жюри на «Студенческой весне» в институте искусств. Оценивал будущих актеров башкирского драмтеатра. Они показали фрагмент из «Трех мушкетеров». Все было настолько хорошо, смешно и понятно, что даже не надо знать башкирский язык.
– Есть любимые шутки?
– Скорее, стили. В КВН очень нравились «Одесские джентльмены», «Новые армяне». Мне очень нравится юмор Михаила Задорнова, Михаила Жванецкого, как надо мной подшучивали мои друзья. Я в восторге от одесского говора. Одесситы не шутят – они так разговаривают, выстраивают фразы. Я, когда сам бывал в Одессе, наслаждался говором и манерой их общения.
Вот одна из любимых от Романа Карцева, который, как никто, сможет передать одесский юмор. Стоят, разговаривают два пожилых одессита. Подходит третий, явно не знакомый с говорящими. Стоит и слушает, как эти двое разговаривают, его не прогоняют. Послушав что-то около часа и не вставив ни слова, машет рукой и со словами: «Ай, не морочьте мне голову!» идет дальше.
– А как вас судьба занесла в кино?
– На то и Судьба. Не могу сказать, что я мечтал об актерской карьере с детства, но мне всегда это нравилось. В результате чего я сначала попал на сцену в пионерский, потом школьный, далее в студенческий, а затем и в народный театр Петра Шеина в ДК «Нефтяник», где играл 20 с лишним лет. Но от КВН никогда не отходил. У меня могло поменяться все: социальный статус, профессия, учебные заведения, – но у меня никогда не менялись пристрастия к театру и КВН.
Я снялся в фильмах «День хомячка», «Медведь» и недавно поучаствовал в новой работе Елены Косаревой и канала БСТ (даже не знаю рабочего названия этого сериала) в эпизоде. Да и, собственно, я всегда снимался в эпизодах.
Как попадаю в кино? Меня зовут, и я прихожу, потому что, в первую очередь, мне это интересно. Причем, как правило, мне достаются роли эдаких положительных негодяев. Если в «Дне хомячка» я сыграл мэра города, то в последней работе меня «понизили» до заместителя. По сценарию мой герой – коррумпированный чиновник. Презентация этого фильма планируется в декабре, и я могу сказать, что он будет не для слабонервных. Картина основана на реальных событиях, происходящих в жизни, и снята достаточно откровенно.
– В какой области бы хотели себя еще реализовать?
– Актером, кавээнщиком, ведущим я был, все это уже умею. Также работал редактором нескольких проектов на телевидении.
А вообще, честно говоря, больше всего в жизни меня привлекают путешествия в качестве исследователя. Башкортостан сейчас стал известен на международном уровне, а у меня давно уже зрел один проект: заснять и донести до всего мира всю красоту и индивидуальность нашего края. К примеру, рассказать о людях, реках, деревнях и многом другом. Рассказать об этом и показать. Не говоря о том, что мне еще надо заниматься своими прямыми обязанностями, работу работать.
– Вы недавно приняли участие в «Автобазе в песках»…
– О, да! Об этом я могу рассказывать много и долго! Это третий проект, который снимается телевизионщиками из Оренбурга. До этого они снимали «Автобазу в снегу» и «Автобазу в горах». Я легко согласился принять в этом участие.
Суть проекта вот в чем. Каждый день перед самым началом состязаний тренеры и руководители соревновательного процесса сообщали, что мы сейчас должны будем делать. И все происходило независимо от погоды. Ночью или утром они готовили для нас площадку, а затем привозили нас туда.
Соревнования проходили в песках и только на пикапах. Эти десять дней пролетели так быстро, что я даже и не заметил. Было незабываемо. Ездить по пескам или заезжать в «гараж» с завязанными глазами.
Моей напарницей была ведущая «Авторадио-Оренбург» Анастасия Радыгина. Если в начале проекта мы были последними, то к середине проекта уже стали первыми. У меня-то и цели не было победить.
Но, видимо, мое спокойствие и Настин настрой на победу сделали так, что мы стали лидерами. На последнем этапе мы с Сергеем Поповым из Оренбурга, который участвует в третий раз, имели одинаковое количество очков. Последним видом соревнований стал скоростной участок. И по жребию получилось так, что я ехал первый, а он за мной. Мне нужно было максимально быстро и чисто пройти этап, а ему после меня не ошибаться. В результате я ошибся и опустился сразу на третье место в личном зачете, а наш экипаж в результате стал вторым.
– Не расстроились?
– Скорее нет, чем да! Я получил грандиозный опыт и огромное удовольствие! Попов то уже третий раз участвует, а я на последнем этапе был с ним на одном уровне – тоже неплохо, я считаю. Я был горд собой. А то, что я не справился с каким-то заданием, это говорит о том, что у меня есть, над чем работать, и все впереди.
– Вы по жизни экстремал?
– Я могу сказать, что да, но скорее был. Но не безбашенный экстремал. Если человек собирается чем-то таким заниматься, он должен осознавать, что будет либо трудно, либо к этому надо готовиться. Должна быть продуманность своих действий. Понимаю, что иногда приходится принимать решения очень быстро.
– Сейчас стало модно что-нибудь коллекционировать. А у вас есть такая страсть?
– Я коллекционирую впечатления. Обожаю собирать различные канцелярские товары. Это, как правило, сувенирная продукция с тех событий, в которых я принимал какое-либо участие. Так, у меня достаточно большая коллекция шариковых ручек. Читаю на них надписи и вспоминаю события, с ними связанные.
– Считаете себя счастливым человеком?
– Учитывая все те события, которые происходили со мной в жизни, да. Мне будет, что рассказать внукам и правнукам. Моему первому внуку уже почти 11 лет и он, знает о том, какой у него дедушка, и даже гордится. Буквально на днях когда меня пригласили в жюри фестиваля КВН среди трудящейся молодежи, он тоже попросился в жюри поработать. Наш человек.
Фото: Фото из личного архива Алексея ХОДОРЕВА