Накануне в Салавате судья признал виновным директора СПК, который задолжал своим работникам более 77 тысяч рублей. «Ранее, в конце мая 2008 года, руководитель названного СПК уже был привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 1000 рублей за несвоевременную выплату работникам зарплаты по части 1 статьи 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях («Нарушение законодательства о труде»).
Однако в мае текущего года прокуратурой района была вновь выявлена задолженность предприятия перед работниками», – говорит старший помощник прокурора РБ Лариса Кучина. Постановлением мирового судьи судебного участка по Салаватскому району он дисквалифицирован сроком на один год.
Кстати, бороться с долгами перед работниками и призвана Федеральная служба судебных приставов. «Приоритетным остается взыскание задолженности по заработной плате. Такая задача сейчас поставлена не только перед Федеральной службой судебных приставов, но и перед всеми органами власти», – сообщил на коллегии главный судебный пристав РБ Зариф Байгускаров.
По словам руководителя УФССП России по РБ, почти 22 тысячам граждан была погашена задолженность по зарплате за прошедшее полугодие на общую сумму 294 миллиона рублей. Кризисные явления заставили активизироваться все процессы, связанные с финансовой мотивацией работников.
Так, Федерация профсоюзов Республики опубликовала на своем сайте список предприятий Уфы, на которых зарплата ниже прожиточного минимума. Всего в этом списке 158 организаций. В основном это общества с ограниченной ответственностью. В одном фирме платят всего 347 рублей. Есть в списке и предприятие, которое официально оценивает труд сотрудников в 861 рубль.По мнению экспертов, в данном случае идет речь о выплатах по серым схемам.
Кстати, обратил внимание на то, что в стране вновь стали выплачиваться серые зарплаты, которые значительно уменьшают будущую пенсию граждан, на встрече с профсоюзами еще в марте этого года премьер-министр России Владимир Путин. «Зарплата в конвертах – это не только обворовывание бюджета, но это нарушение трудовых и будущих пенсионных прав граждан. Граждане не всегда в детали вникают», – сказал премьер. Он призвал профсоюзы уделять «этой теме» постоянное внимание, а также подсказывать гражданам пути выхода из подобных ситуаций.
Между тем по закону минимальная зарплата в Уфе не должна быть ниже прожиточного минимума. Размер прожиточного минимума на сегодняшний день в регионе – четыре с половиной тысячи рублей. А нарушение этого закона грозит руководителям предприятий административной ответственностью.
«Очевидно, цель кампании состоит не в том, чтобы побудить коммерсантов повышать реальные зарплаты – коммерсанты и без того щедрее государства. Задача – отучить их расплачиваться с персоналом посредством конвертов.
Этим способом минимизации налогов сегодня пользуются, по различным оценкам, до 40% юрлиц. Но когда официальная зарплата составляет 347 рублей, то речь идет, скорее всего, даже не о серых, а об абсолютно черных и незаконных схемах увода денег из-под налогообложения», – говорит начальник аналитического отдела компании «Советник» Константин Мамыкин.
Этот предельно низкий по сравнению со среднерыночным уровень заработной платы может привлечь внимание налоговых органов. И если раньше фискалы сравнивали доходы сотрудников подозреваемых компаний только с минимальной зарплатой, то теперь – и со средней в отрасли и в регионе.
В общем-то рассуждения ревизоров вполне логичны: если официальный заработок работника невысок, то, скорее всего, он очень отличается от фактического. Налоговые органы не дремлют и постоянно осуществляют мониторинг фирм, которые выплачивают своим сотрудникам низкую заработную плату. Однако приходить без предупреждения инспекторы, разумеется, не смогут. Ведь при выявлении «зарплатных» нарушений должна быть соблюдена стандартная процедура.
Большое значение имеет тот факт, если на выдачу серых зарплат пожаловался уволенный работник. В промежутках случаются телефонные звонки от добровольцев, информирующих налоговую службу о реальном уровне заработной платы в своей компании.
Но очень часто налоговики проигрывают в судах, признается директор адвокатского кабинета «Налоговое право» Василий Бакулин. Ведь это все косвенные доказательства – свидетельские показания. А вообще, как признается эксперт в налоговых делах, подобные процессы идут постоянно, и результат судебного разбирательства прежде всего зависит от собранных доказательств налоговыми органами.
Впрочем, как правило, люди берут деньги в конвертах, не задумываясь, что это неправильно. «У меня зарплата белая четыре тысячи рублей плюс "в конверте" 26 тысяч. По мне, так в этом нет ничего криминального», – рассказывает работник одной из фирм Павел.
Так, в марте-начале апреля 2009 года уфимским офисом АНКОРа на основе опыта коллег из Санкт-Петербурга был проведен опрос «Кризис глазами соискателей». В опросе приняли участие более 100 соискателей: как работающих (66%), так и находящихся в настоящий момент в поиске работы (34%). Из всех средств оптимизации затрат, применяемых работодателями, наименее болезненно большинство респондентов относятся к переходу компании на серую схему оплаты труда; а наиболее болезненно – на введение неполного рабочего дня и длительные неоплачиваемые отпуска. «Мы в последнее время говорили о том, что при выборе компании существенным фактором является белая зарплата, прозрачность. Но в условиях кризиса, как выяснилось, это не столь щепетильный вопрос. А наиболее болезненно люди реагируют на понижение оклада, когда их отправляют в отпуск за свой счет, переводят на полставки и так далее. Вопрос зарплаты вышел на первое место», – говорит руководитель уфимского офиса кадрового холдинга «АНКОР» Роза Ремеева.
Как говорят эксперты, доля серых зарплат увеличилась прежде всего в сегменте малого и среднего бизнеса, который не аудирован. В условиях кризиса нарушить закон готовы даже те, кто ранее отказывался использовать серые выплаты. Эксперты говорят, что стремление бизнеса минимизировать налоговые платежи с зарплат закономерно: предпринимателям не хватает средств, и снижение белой части зарплаты позволяет экономить.
Сами сотрудники сейчас гораздо более охотно соглашаются на серую зарплату, поскольку это позволяет сохранить ее размер, а иногда – и работу.