Сложно сказать, в каком качестве этого человека знают больше. Ким Брейтбург – специалист широкого профиля. Он композитор, инструменталист, вокалист, аранжировщик, продюсер и звукорежиссер. Словом, знаковая фигура для современной музыки. И визит такого звездного гостя в Уфу, конечно, не мог остаться незамеченным. Тем более что приехал он в наш город в этот раз с тем, чтобы провести кастинг актеров для участия в своем новом проекте, о котором пока известно очень мало. Сообщается только, что это будет мюзикл и постановку его осуществят в Уфе.
– Почему выбор пал на Уфу?
– В жизни многое происходит совершенно случайно. Началось все с совершенно другой идеи, которую предложил Михаил Швыдкой. Мне позвонили из Министерства культуры РФ и предложили поставить спектакль по пьесе Арбузова. Моя жена, которая сейчас преподает в Гнесинке, родом из Уфы, у нее до сих пор здесь живет мама. Когда мы приехали в ваш город, я вспомнил об этом предложении, решил позвонить в театр, узнать, что там происходит. И в ходе общения с Михаилом Рабиновичем замысел кардинально изменился. Мы пришли к идее именно этой постановки, о которой я сейчас говорю, на которую мы и проводим кастинг. Все произошло очень плавно. Отчасти случайно, отчасти, наверное, нет.
Ким Александрович Брейтбург, композитор, продюсер; член правления Международного союза эстрадных деятелей, Заслуженный деятель искусств РФ; лауреат Российских и международных конкурсов; лауреат почетной премии РАО «За вклад в развитие науки, культуры и искусства» за 2007 г.; обладатель звания «Человек года» на Украине за 2006 год. Общественные награды: золотой орден «Служение искусству»; наградной крест «Защитнику отечества» 1-й степени. Окончил с отличием Московский институт современного искусства. В период 1974-2009 гг. опубликовал около 600 песен, которые вошли в сборники и сольные альбомы российских эстрадных звезд – А. Пугачевой, В. Леонтьева, Л. Долиной, Н. Баскова, Ф. Киркорова, Л. Вайкуле, Б. Моисеева, Т. Гвердцители, групп «Диалог», «Премьер-министр», и многих других. Автор сюит: «Под одним небом», «Я – Человек», «Раздели со мной», «Посредине мира», рок-оперы «Слово об Игоревом походе». Музыкальный продюсер проектов «Народный артист» и «Секрет успеха» на телевизионном канале «Россия». С 1997г. – Лауреат телевизионного конкурса «Песня года», неоднократный лауреат телевизионного конкурса «Новые песни о главном»; издал четыре собственных сборника лучших песен, исполненных российскими звездами. Записал в качестве продюсера более 50 альбомов.
– Вы уже работали над подобными театральными постановками?
– Еще в 1978 году, я тогда работал на Украине, была достаточно успешная постановка рок-оперы. Одна из первых в нашей стране. Есть в моем багаже и сюиты, так что работа с крупными формами для меня не нова. Хотя конкретно этому произведению я отдал много времени. С перерывами ушло, наверное, лет пять.
Многое от работы отвлекало... В конце концов и песни же тоже приходится иногда писать. (Улыбается.) Но то, что получилось, мне нравится. Просто красивая музыка, которая, как я надеюсь, легко воспринимается на слух. Местами она напоминает классический мюзикл бродвейского типа, местами абсолютно современную популярную музыку... Есть несколько синглов, которые на мой взгляд, вполне могут стать хитами.
– Уже есть рабочее название?
– В качестве рабочего названия мы остановились на варианте «Пусть живет любовь». Это говорит только о том, что произведение о любви. Я лишь могу сказать, что это эпоха Екатерины, конец XVIII века. Это наша российская история. Большое костюмированное шоу. В постановке занято очень много людей. Только костюмов планируется сшить около 200. Режиссером мюзикла будет Михаил Рабинович. Его уфимской публике представлять, я думаю, не надо. Художник-постановщик – Алла Коженкова. Среди спектаклей, оформленных ею, такие известные постановки как «Служанки», «Мадам Баттерфляй» в театре Романа Виктюка, «Амадей» в МХАТе им. А.П. Чехова. Она работала и в жанре рок-оперы – спектакли «Орфей и Эвридика» и «Иисус Христос – супер-звезда». С уфимскими театрами она уже работала. В Русском драматическом театре это спектакли «Ваша сестра и пленница», «Снегурочка», «Черный иноходец», в Башкирском государственном театре оперы и балета – «Летучая мышь».
Хореограф – не менее известный человек в шоу-бизнесе – Николай Андросов, заслуженный деятель искусств РФ, руководитель театра «Русские сезоны», который совсем недавно вернулся из Рима. Осуществил массу постановок и в Большом театре, и за рубежом. Либретто написал знаменитый московский хит-мейкер Карен Кавалерян.
Я думаю, что только на сегодняшний день в ротации на разных радиостанциях находится порядка 150 его песен. Он признан чемпионом среди поэтов, которые писали для «Евровидения». Уже пять участников этого конкурса выступали на «Евровидении» с его песнями. Я даже затрудняюсь сказать, сколько всего он написал песен.
Но многие из них, я уверен, вам хорошо знакомы в исполнении Владимира Преснякова («Замок из дождя»), Димы Билана (Never let you go), Криса Кельми («Ночное рандеву»), Ларисы Долиной («Цветы под снегом»), группы «Браво» («Старый отель»), группы «Премьер-министр» («Девочка с севера»). У нас огромный список песен написанных в содружестве, мы с ним сотрудничаем порядка десяти лет, нас связывает большая творческая дружба, и над этим мюзиклом мы тоже работали в соавторстве. Конечно, помимо меня, над музыкой будут работать и другие аранжировщики.
– Как удалось собрать такой звездный состав?
– Сначала возникла идея создать красочный костюмированный мюзикл, основываясь на нашем родном материале. Мы в общих чертах обозначили сюжет. Для людей это было интересно, потому что все-таки это жанр новый. Крупная форма, большой музыкальный спектакль... Звездный состав формировался постепенно. Мы с Кареном лично ездили к Алле Коженковой. Перед тем как она дала согласие участвовать в проекте мы все ей рассказали, объясняли практически на пальцах, дали послушать музыку. И точно также все подробно обсуждали и с Николаем Андросовым. Я считаю, что даже по московским меркам собрать такую команду удается в редких случаях. Эти люди не станут размениваться по пустякам. Просто эта работа интересна всем. И дело совсем не в деньгах.
– Не боитесь затевать такое серьезное дело в кризис?
– Страшно. Но если бояться кризиса, то остается только руки сложить и ждать конца света. Жизнь же идет. Все живут, все работают. И мы тоже живем и работаем. Я думаю, что это малодушие – отказываться от каких-то творческих планов.
– Вообще на шоу-бизнесе кризис сильно отразился?
– Безусловно, кризис чувствуется, но у любого явления есть две стороны – отрицательная и положительная. На мой взгляд, кризис сократил не только рекламные бюджеты, но и те бюджеты крупных организаций, которые раньше тратились на корпоративные праздники и прочие гулянки. Соответственно, артисты потеряли часть работы. И сейчас они возвращаются к работе со зрителями, на «кассу», как говорят артисты. Когда люди приходят, покупают билет, чтобы послушать артиста. И этому в какой-то степени я рад, потому что практика заказа артиста на «корпоратив» развращает молодых артистов. Это возможность быстрого заработка при минимальных затратах труда. Кроме того, это создает дополнительную иллюзию звездности. Если человеку платят миллион за выступление, то он чувствует себя королем. Хотя на самом деле отправься он на гастроли, то в городе на его концерт максимум 200 человек придет. Какая же это звезда? Сейчас эта шелуха отпадает.
– А мюзикл способен окупиться?
– Мы рассчитываем на то, что он окупится. Естественно, на чем-то придется экономить, но в тоже время в таких постановках есть вещи, на которых экономить нельзя. Сделаем все для того, чтобы это было и красиво, и хорошо, и качественно. У нас нет каких-то супер-спонсоров для того, чтобы роскошествовать, но в тоже время мы способны гарантировать красочное шоу с красивыми декорациями и шикарными костюмами. Уверен – все будет сделано на высшем уровне.
– За эталон брали какую-либо постановку?
– Я думаю, что эталоном могут служить постановки, которые идут на Бродвее. Просто американцы чаще всего доводят свой продукт до совершенства. Если танцоры танцуют, то делают это с полной отдачей, если поют люди, то поют хорошо.
– Вы как то признались, что когда пишете песню, уже знаете для кого она. А как на этот раз?
– Все герои уже известны, уточняются только мизансцены. Мы подбираем людей под существующие роли. Мы точно представляем себе какие это должны быть образы. Мы их подыскиваем.
– Каковы предварительные итоги кастинга?
– Мы для себя людей нашли. Были хорошие певцы, были хорошие танцоры. Было и то, и другое в одном флаконе. Но таких мало. Обычно либо хорошая вокальная подготовка, либо хореографическая. У нас была задача найти людей танцующих и поющих. Талантов драматических актеров для нас недостаточно. Пришли люди разных профессий, но, к сожалению, не так много студентов, как хотелось бы. Для меня это удивительно.
– Можете оценить уровень уфимских артистов?
– Этот уровень, он не выше и не ниже, чем в любом другом городе России. Мы, когда готовили программу «Народный артист», побывали во многих городах, и я знаю, о чем говорю.
– Есть у них шанс выйти на большую сцену и стать по-настоящему народными?
– У них есть шанс отшлифовать свои навыки на театральной площадке. Работа в такой постановке может быть очень хорошей школой. А станут они звездами или нет, посмотрим. Если мы найдем каких-то ярких, выдающихся артистов, то, возможно, их и ждет звездное продолжение карьеры.
– Когда планируете представить работу на суд широкой публики?
– В декабре. Мы понимаем, что заявлять об этом рискованно, потому что работа огромная, а времени уже мало. Костюмы, декорации... Пока это все сошьется, пока отрепетируется. Это очень трудоемкий процесс. Люди должны танцевать, петь, перемещаться по сцене, а может быть, и не только. Это сложно.
– Это будет стационарный спектакль?
– Как всегда, в театре готовится сразу два состава. Я думаю, что в планах руководства театра, конечно, гастроли есть. И я со своей стороны готов помочь в их организации. Потому как у зрителей интерес к этому относительно новому в России жанру очень большой. Тем более если будет качественная постановка.
– Будете ли участвовать в процессе? Как часто будете приезжать?
– Я совмещаю две функции. С одной стороны я – автор, а с другой – продюсер. Поэтому я буду принимать самое активное участие в постановке. Поработаю с солистами, поработаю с коллективом театра. Мне будет помогать моя жена Лера. Она преподает в знаменитой Музыкальной академии им. Гнесиных эстрадный вокал, работала в проектах «Народный артист» и «Секрет успеха» на телеканале «Россия», так что ей работа с вокалистами и вокальными ансамблями хорошо знакома – это ее профессия. Такой вот семейный подряд. (Улыбается.)
– Есть какие-то сложности?
– Есть. Поэтому кастинг и проводили. Мы поняли, что труппы театра нам не хватит. Они все-таки драматические актеры, а здесь речь идет о пении. Мюзикл предполагает достаточно профессиональный уровень вокального мастерства. Если не найдем в Уфе, то привезем из другого города.
– Сейчас все живут в предвкушении конкурса «Евровидение-2009»...
– Я не живу. Причем начиная где-то с года 2002, когда группа «Премьер-министр» участвовала в этом конкурсе с моей песней «Девочка с севера». В прошлом году с песней моего сочинения выступала на «Евровидении» Диана Гурцкая от Грузии, а Руслан Алехно, человек, который относился к моим подопечным (сейчас уже не относится: контракт закончился – прим. авт.) – выступал от Белоруссии. До этого Панайотов участвовал в российском отборе, опять-таки с моей песней. И так далее... Я взял паузу. В этом году ограничился тем, что был в жюри, когда выбрали Приходько. Правда, я сам голосовал за Валерию. Так что в этом году как автор или как продюсер я в «Евровидении» не участвую.
– Как оцениваете шансы России в этом году?
– Как очень слабые. Хотя песня действительно неплохая, а вот исполнение мне не нравится. Мне кажется, что Приходько исполняет ее очень грубо. Но шансы невелики не из-за этого даже. Просто снаряд в одну воронку дважды не попадает. Получили первое место в прошлом году и хватит, надо дать возможность выиграть другим...
– По-вашему, в чем был секрет успеха Димы Билана?
– Дима – хороший эмоциональный артист. Он пришел к этому не сразу, и успех его абсолютно оправдан. Дело тут не только в деньгах. Он хороший певец. В этом весь секрет.
– Для многих вы остаетесь настоящим рок-героем, имя которого неразрывно связано с культовым явлением 80-х – группой «Диалог». Можно ожидать от вас рок-оперы?
– Давайте не будем забегать вперед. Сначала надо разобраться с тем, что есть... А там видно будет.
– К современной российской эстраде как относитесь? В чем видите ее главную проблему и основное достоинство?
– Положительно, потому что я сам в ней живу. Достоинство в том, что это наше, родное, российское, а недостаток – просто это пока не достаточно хорошо. Не хватает вкуса.
– На ТВ одни и те же лица. Обидно! Есть ли какая-нибудь надежда? Когда же дадут дорогу молодым?
– Ничего подобного. «Фабрики» и «Народный артист» ситуацию разбавили. Все равно новые лица появились.
– Что посоветовали бы начинающим артистам, вступающим в творческую жизнь?
– Я посоветовал бы им быть готовыми всегда. Я уверен, рассуждения о том, что все уже давно куплено, что без денег не пробиться – это чушь. Просто порой некого продвигать, не из кого выбирать. Люди не готовы. Ведь второго шанса может и не представиться.
Фото: Фото с официального сайта композитора и продюсера