В поселке Юматово Уфимского района следователями Уфимского межрайоннного следственного отдела СУ СК при прокуратуре РФ по РБ были обнаружены трупы двух молодых людей без признаков насильственной смерти. Одному было 18 лет, другому – 19. Казалось бы, вся жизнь еще только впереди. Но они так не считали и добровольно ее прервали.
Косте было 19 лет, он увлекался компьютерами, и у него было уже четыре попытки покончить жизнь самоубийством, пятая удалась... Но воплотил в жизнь он свой замысел не один, его поддержал Паша – 18-летний студент УГНТУ. По предварительным данным следователей, молодые люди познакомились на форуме «суицидников», не раз обменивались SMS-ками такого характера: «Ты выпил полбаночки лекарств. Что чувствуешь?» Сообща они уехали в сад одного из друзей, где и разыгралась эта трагедия. Приглашали ли они еще кого-нибудь присоединиться к ним, пока следователям выяснить не удалось.
Самоубийство сегодня рассматривается как одна из важнейших проблем общественного здоровья во всем мире. И чем обусловлено желание уйти из жизни в таком юном возрасте, многие не понимают. По мнению заместителя председателя комитета по здравоохранению и фармации администрации Советского района Уфы, практикующего психиатра и психотерапевта Вадима Иванченко, если Костя не раз пытался покончить жизнь самоубийством, то когда-либо его попытка все равно привела бы к такому результату.
По словам матери Кости, врачи уже ставили ее сыну официальный диагноз – депрессия с легкой формой шизофрении. Его мама также рассказала в своих показаниях, что ее сын ни с кем в реальной жизни, кроме как с ней, не общался, был замкнут, собеседников находил только в Интернете и в основном тех, кто был неудовлетворен жизнью. Возможно, из-за этого никуда не мог устроиться на работу.
Как говорят психотерапевты, часто попытки оказываются спровоцированными сугубо ситуативными факторами, которые спустя год-два утрачивают всякую значимость.
Например, семейные конфликты, школьные трудности, конфликты с друзьями или сексуальными партнерами (в юношеском возрасте). Так и было в случае со вторым молодым человеком – Пашей. Как сообщает следователь Уфимского межрайонного следственного отдела СУ СК при прокуратуре РФ по РБ Константин Слабов, молодого человека терзала неразделенная любовь.
Специалисты отмечают, что до 13 лет суицидальные попытки чрезвычайно редки. С 14-15 лет суицидальная активность резко возрастает, достигая максимума в 16-19 лет. В этот «максимум» попали и наши молодые люди.
Нередко суицидальность носит семейный характер. Это обстоятельство замечено уже давно как клинический феномен и подтверждено многими исследованиями. Пациенты психиатрических клиник, у которых имеется суицидальная история в семье, имеют большую вероятность суицидальной попытки. Примерно 10% пациентов с депрессиями имеют историю суицида в семье. А согласно одному исследованию, из 505 подростков, совершивших попытку суицида, 8,3% имели историю суицида в семье.
По словам Вадима Иванченко, генетическая предрасположенность к самоубийству проявляется в наследовании, например, таких заболеваний как шизофрения. Что могло быть и в случае с Костей.
Причем, как отмечают психологи, желание умереть и фантазирование на темы самоубийства очень распространено в подростковом возрасте. Но лишь у 10% подростков имеется истинное желание покончить собой, а 90% суицидальное поведение подростка – это крик о помощи. Неслучайно 80% попыток совершается дома в дневное или вечернее время, то есть крик этот адресован близким, прежде всего. Место, где совершается демонстрация, свидетельствует обычно о том, кому она адресована: дома – родным, в компании сверстников – кому-либо из ее членов и т.п.
В силу этого отнести эти попытки к истинным, обдуманным или к демонстративным часто бывает совершенно невозможно.
Но, как правило, истинное суицидальное поведение строится так, чтобы суицидная попытка была эффективной, чтобы действиям «не помешали». В оставленных записках обычно звучат идеи самообвинения, записки, скорее, адресованы самому себе, чем другим, или предназначены для того, чтобы избавить от обвинений близких. Мама Кости обнаружила записку под ноутбуком: «Я не могу жить с таким заболеванием, мама много не плачь».
А форум подростков, думающих о самоубийстве, до сих пор продолжает жить. И сколько из них еще перейдет от слов к делу, неизвестно.
И чтобы мы сейчас ни говорили, молодых людей не вернуть. Но как говорит психотерапевт Вадим Иванченко, наш век – век депрессии. И как ни странно, даже согласно последнему докладу Всемирной организации здравоохранения это явление гораздо чаще настигает именно благополучные страны и благополучные семьи и становится актуальной темой не зависимо от кризисных явлений.
Фото: Фото с сайта Мoscvichka.ru