Наши ученые вернулись с сенсационных раскопок
В пустыне Кара-Кум, в самой безжизненной ее области, найдены следы великой цивилизации древности. Уже сейчас археологи смогли найти более 300 поселений, а раскопки еще далеки от завершения. Большинство исследователей считают, что перед ними легендарная страна Маргуш, по мощи и величию сравнимая с Египтом или Китаем.
Памятник, находящийся на территории Туркмении копают уже больше 30 лет, работы приобрели характер международных. Из нашей республики на раскопки ездили трое ученых: специалист по палеоэкологии Роберт Сатаев, антропологи Алексей Нечвалода и Владимир Куфтерин. Специально для сайта Ufa1.ru они согласились рассказать о прошедшей экспедиции.
Про страну Маргуш
«О том, что она существовала, ученые знали давно, – рассказывает Алексей Нечвалода. – Информация о ней содержится в так называемой Бихестунской надписи, стелле, на которой легендарный персидский царь Дарий I перечислял свои сатрапии. Из текста следует, что это было великое государство и ученые долгие годы пытались его найти. В 70-е годы прошлого века им это удалось».
Самое масштабное сооружение – это так называемый дворцово-храмовый комплекс. Он находится на возвышенности, которую местное население называет «Серым холмом», а по-туркменски все это звучит как «Гонур-депе». Именно под таким названием только с разными порядковыми номерами фигурируют поселения этой загадочной культуры в археологических справочниках.
Несмотря на годы раскопок, ученые до сих пор не знают, на каком языке говорили обитатели Гонура, ведь до сих пор не найдено ни одного образца письменности. Их обряды не похожи на обычаи, характерные для жителей других цивилизаций древности. Например, у них был очень странно выражен культ собак.
«Среди находок последней экспедиции – это захоронение двух собак, – рассказывает Роберт Сатаев. – Они были похоронены со всеми почестями в отдельном склепе. Явно, что животные умерли не от старости, однако следов насильственной смерти на их телах нет. Возможно, им перерезали горло». Самое странное, что собаки были похоронены в позе соития. С таким ученые сталкиваются впервые.
Также впервые они наблюдали могилы, которые делались, казалось бы только для животных: «братьев наших меньших» хоронили в просторных залах на специальных ложах, чтобы в загробном царстве они не испытывали проблем с продовольствием, им клали еду, а вот упокоившиеся в склепах люди лежали в сторонке без утвари...
Такие захоронения встречаются в некрополе, примыкающем к храмовому комплексу. Ученые в связи с этим не исключают, что найденные могилы имеют какое-то специальное, сакральное значение, и не исключено, что где-то есть огромное количество непримечательных захоронений непосвященных простолюдинов. Дело в том, что религиозный центр страны найден и почти раскопан, но нельзя отрицать, что в Гонуре был еще и какой-то центр экономики и торговли.
«Неподалеку от комплекса в этом году были найдены в большом количестве печи, – рассказывает Роберт Сатаев. – Возможно, в этом районе жили и трудились ремесленники».
Про религию
В Гонуре уже раскопаны отдельные храмы для почитания огня, воды, а также культовое сооружение, где готовили и употребляли наркотический напиток древности – Сому. Точный ее рецепт неизвестен, однако ученые точно знают, что в ее состав входила конопля.
То, что в могилах, пусть даже самых бедных, встречаются украшения, оружие, сосуды с едой, говорит о том, что люди верили в загробную жизнь и пытались перенести туда какие-то вещи, характерные для земного существования. Однако жители Гонура не были простыми язычниками. По мнению ряда авторитетных ученых, именно здесь мог зародиться зороастризм. Специалисты по всему миру давно ищут родину зороастризма, ту самую, где проповедовал воспетый Ницше пророк Заратустра. Среди самых оригинальных версий, то, что он жил на Южном Урале и поднимался на гору Иремель, где по местной легенде оставил золотые скрижали с мудростью.
По другой версии он мог вести пропагандистскую деятельность на Аркаиме. Насколько стоит серьезно относиться к этим патриотическим версиям родины Зороастризма, вопрос отдельный. Вариант Гонура актуален по нескольким причинам.
«Во-первых, это был огромный центр, – объясняет Алексей Иванович. – Там могло жить не менее 5 тысяч человек. По тем временам мегаполис. Во-вторых, Заратустра, рассказывая о сородичах, писал, что они поклонялись двум стихиям: воде и огню одновременно, а в найденном храмовом комплексе в непосредственной близости друг от друга есть культовые сооружения и в честь воды, и в честь огня. В классическом же виде зороастризм подразумевал только поклонение огню, то есть в Гонуре мы встретили некую переходную стадию». А то, что здесь главенствовала именно эта религия более чем вероятно, потому что среди находок часто попадались свастики, символы именно этого учения.
«Вы знаете, когда я в очередной раз слышу про Заратустру и зороастризм на Аркаиме, как-то сразу вспоминается классика советского перестроечного кино – фильм «Город Зеро», где экскурсовод в некоем сумасшедшем музее совершенно аргументированно доказывает впавшему в легкое помешательство посетителю, что ключевые моменты в биографии всех сколько-нибудь заметных на протяжении последних трех тысячелетий исторических личностей были связаны именно с этим провинциальным городом(тут и Сталин, и Атилла), я невольно становлюсь злобным скептиком – ведь это только в художественном фильме легко иронизировать над исторической наукой, а в жизни...
Чтобы все эти гипотезы проверить должным образом, наверное, потребуется не одно десятилетие», – рассуждает «терзаемый смутными сомнениями» относительно археологических сенсаций уфимский литератор Вячеслав Иванов.
Про людей
«Внешне жители Гонура, естественно, не похожи на туркменов», – рассказывает Алексей Нечвалода. Он специализируется на реконструкции лиц по черепу. Его портреты древних гонурцев уже выставлены в Национальном музее Туркменистана. «Скорее, они напоминали греков», – уточняет он.
Владимир Куфтерин может часами рассказывать о болезнях жителей Гонура. Он отмечает, что болели жители этой древней страны часто и много.
Во-первых, их косил кариес. Владимир признает, что редкий древний человек сталкивался с этим зубным бичом, а вот гонурцам не повезло. Питаясь в основном кашами и лепешками люди страдали от нарушения кислотно-щелочного баланса и кариеса с пародонтозом. У племен скотоводов в других государствах древности зубы были лучше, потому как питались они все больше мясом и фруктами. Во-вторых, многие гонурцы страдали от проблем с опорно-двигательным аппаратом. С чем это связать, Владимир пока не знает.
В-третьих, несмотря на то, что средняя продолжительность жизни в Гонуре была 33 года, антропологи нашли и стариков, тех, кто доживал до 60-70 лет, неся в себе букет различных болезней. Примечательно, что не все больные старики были богатыми, есть и те, кто жил в бедности. О чем это может свидетельствовать? Варианта два: либо в традиции древнего гонурца было во что бы то ни стало ухаживать за стариками, либо существовала какая-либо система социальной поддержки населения. А еще на Гонуре найдено много останков с патологиями. Так, в эту экспедицию антропологи нашли сразу двух карликов. Больные с детства эти люди с трудом передвигались, но наверняка играли в древнем обществе определенную роль: их хоронили в обожженных могилах.
Про конец Маргуш
«В годы расцвета Гонура эти места не были похожи на безжизненную пустыню, – рассказывает Роберт Сатаев. – Вся причина в реке Мургаб, в дельте которой и находился Гонур». Со временем река изменила свое течение. Сейчас она идет много севернее. Когда обмеление только началось, люди столкнулись с экономическими трудностями. Скорее всего, страна Маргуш погибла все-таки из-за войн, однако вопрос, ушли ли куда-то люди или потихоньку прозябали у края надвигающейся пустыни, пока открыт.
Про перспективы
Исследования страны Маргуш могут перевернуть все представление о Древнем Востоке. Еще со школьной скамьи мы привыкли к тому, что существовали Китай, Индия, Египет, Месопотамия. В последние годы внимание ученых привлекают такие страны, как Афганистан, Туркменистан, Узбекистан. С каждым годом становится все очевиднее, что в древности на этих территориях располагались великие, но пока совершенно непонятные нам государства.
То, что в экспедиции в Туркмении одна из ведущих ролей принадлежит российским ученым – это прорыв для отечественной науки. Возможно, именно исследователи из России (а кто знает, может, и из Уфы) смогут сделать сенсационные открытия, во всяком случае все возможности для этого у них имеются.
Фото: Фото из архива экспедиции