С целью наведения порядка в сфере пассажирских перевозок за последние годы было проведено множество кампаний, акций и милицейских спецопераций, в том числе, конечно же, и в Уфе. Но персонаж в несвежем спортивном костюме за рулем видавшего виды «условно исправного» микроавтобуса «Газель» или «ПАЗ», время от времени нарушающий всевозможные правила дорожного движения, еще долго будет служить источником вдохновения для юмористов и источником негативных эмоций для пассажиров.
Все эти рассуждения могли бы показаться забавными, если бы не одно обстоятельство: такие вот «призрачные гонщики», украшающие салоны своих авто наклейками с тестами вроде: «Я – не Шумахер, я – его учитель» и приводящие в шоковое состояние более дисциплинированных коллег из государственных автопредприятий, запросто могут выйти в рейс в нетрезвом состоянии или на неисправном транспортном средстве. Последствия – сводки по ДТП с участием «маршрутных такси»: они все чаще напоминают фронтовые вести, где фигурируют погибшие и раненые.
Так, по данным ГИБДД, в прошлом году в Башкортостане зафиксировано только с участием маршрутных автобусов 146 дорожно-транспортных происшествий, в результате которых погибли 10 и пострадали 207 человек. В 2008 году за первые четыре месяца зафиксировано почти 10 тысяч нарушений правил дорожного движения, причем подавляющее большинство нарушений совершено частными перевозчиками.
Проект закона РБ «Об организации транспортного обслуживания автомобильным и городским наземным электрическим (трамвай, троллейбус) транспортом населения на территории Республики Башкортостан», который, при условии его принятия, мог бы способствовать радикальному решению в том числе и проблемы «маршруток», обсуждался более двух лет назад. Вследствие определенных нестыковок с федеральным законодательством и прочих проблемных моментов работа над этим законопроектом была приостановлена.
Но вчера о насущной необходимости принятия закона, регламентирующего обслуживание население автотранспортом, состоялся детальный разговор на расширенном заседании Комитета Государственного собрания – Курултая Республики Башкортостан по промышленности, транспорту, строительству, связи и предпринимательству. Безопасность и качество – вот что должно быть, по мнению депутатов Госсобрания Башкортостана, девизом каждого предприятия, оказывающего транспортные услуги. Так что, пока федеральные депутаты еще только задумываются, как бы «регламентировать» непослушных частных перевозчиков при помощи проекта Федерального закона «Об общих принципах организации транспортного обслуживания населения», Госсобрание РБ уже работает в этом направлении самостоятельно.
Заместитель председателя комитета Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан по промышленности, транспорту, строительству, связи и предпринимательству Дмитрий Купцов называет главной целью обсуждаемого законопроекта – создание условий для безопасных регулярных автомобильных перевозок, повышения качества обслуживания пассажиров, что имеет особую социальную значимость. Отсутствие должного государственного регулирования в этой сфере за счет малоэффективных рыночных механизмов компенсировать не удалось.
Следовательно, законопроект должен развивать конкуренцию перевозчиков за счет повышения качества и безопасности их работы. Также законопроект должен способствовать усилению контроля за пассажирскими перевозками, снижению уровня незаконного занятия предпринимательством в данном направлении. За этим должно логически последовать увеличение поступления налогов в бюджеты различных уровней и привлечение инвестиций для развития этого вида бизнеса, причем в самом цивилизованном формате.
«Основные цели закона – безопасность и качество, – говорит нам Дмитрий Николаевич. – Давайте сравним комфорт, надежность «Форда», «Мерседеса», «Хендай» и других иномарок, что сегодня на линиях, с теми же характеристиками «Газели». Ведь не надо быть семи пядей во лбу, чтобы понимать, в условиях застройки наших городов, при увеличении нагрузки на трассы, просто необходимо оптимизировать перевозки. В экономике есть две категории: «интенсивный» путь развития и «экстенсивный».
За счет использования меньшего количества автобусов с большей загрузкой при соблюдении требований к качеству перевозов и оптимизации транспортных и пассажиропотоков, можно значительно улучшить положение. Представьте себе ситуацию, когда за одну операцию «Автобус» снимается 2000 номерных знаков с автобусов, находящихся в аварийном либо предаварийном состоянии. Как пояснил начальник УГИБДД по РБ Динар Гильмутдинов, людей возили на металлоломе, на утильсырье. Частникам номер не нужен, все равно они выкидывать собирались автобус, просто выжимали из него последние соки. А теперь представьте себя пассажиром такого авто!
– Могут ли частники как-то противодействовать новому закону?
– Скажите, как? На работу не выйдут? Так это только приветствуется – на дорогах станет свободнее, а все остальные «способы» достаточно жестко регламентированы законодательством. Надо не противодействовать, а учиться адекватно относиться к переменам, в том числе понимать, принимать и поддерживать то, что государство становится сильнее.
– Считают ли депутаты, что в этой сфере необходимо госрегулирование в максимальной степени?
– Это не мы считаем, а сама жизнь и накопленный горький опыт, в том числе и зарубежный, показывают, что просто необходимо государственное регулирование данного вопроса. И уж если граждане взывают к власти с жалобами, требованиями, просьбами организовать, наладить, так давайте и дадим такие полномочия в руки тех, кто отвечает за обеспечение жизнедеятельности муниципальных образований, городских округов. Должно быть право влиять и должен быть инструмент регулирования ситуации.
Начальник отдела транспорта администрации Уфы Николай Плотников рассказал, что количество частных автобусов каждый год увеличивается приблизительно на 12-14 процентов. Свыше 10 тысяч автобусов, принадлежащих юридическим лицам и частным предпринимателям зарегистрировано в настоящее время в Уфе, причем более половины из них находятся в частной собственности. В то время, как для городских маршрутов, по оценкам специалистов, вполне хватило бы приблизительно 2200 транспортных средств при количестве коммерческих автобусов около 1800. В Уфе нередки случаи нелегальной коммерческой деятельности «предпринимателей», имеющих в собственности 1-2 незарегистрированных автобуса и выпускающих их на городские маршруты в час пик, отчего на трассах добавляется пробок и ДТП.
«Понятное дело, что у частных перевозчиков другая точка зрения. «Все эти законы, законопроекты, я считаю, – очередная попытка придушить малый и средний бизнес, – сообщил нам заместитель генерального директора ООО, занимающегося пассажирскими перевозками, пожелавший остаться неизвестным. – В США вон все на «Фордах» да на «Мерседесах» ездят, и что? Статистика по ДТП намного лучше? Всем не терпится навести порядок на дорогах и разобраться с маршрутками – это новая госкампания. Я так скажу, пассажиров в час пик ездить стоя в «газелях» никто не заставляет. Не нравится – пусть ездят на обычных такси. Но у нас цена – главный аргумент. Так что, если шансон в салоне играет и водитель не в парадном, так сказать, наряде, или автобус «в возрасте» – это не так уж и страшно. Мелкие нарушения после очередной проверки устраним – и дальше будем пассажирам услуги оказывать».
«Частные перевозчики набирают водителей, которые просто не готовы к работе в условиях города, из числа жителей различных районов Башкортостана, – говорит инспектор отдела пропаганды ГИБДД по Уфе Зухра Рахматуллина. – Серьезные проблемы возникают и с водителями-гастарбайтерами, они относятся к работе еще более безответственно. В то время, как в государственных структурах и отбор при поступлении на работу самый строгий, и на маршрут водитель может выйти только после медосмотра, а автобус – после технического контроля. Я, конечно, не считаю, что частных перевозчиков быть не должно – это только создаст неудобства для жителей Уфы. Суть в том, что необходимы именно разумно жесткие требования и ограничения, предусмотренные законом».
Вне всякого сомнения, пассажирский транспорт является важнейшим элементом в системе жизнеобеспечения Башкортостана, подпадая под особый правовой режим. И здесь нельзя обойтись без разумного сочетания механизмов свободного рынка с механизмами административного регулирования. Пытаясь осмыслить все вышеизложенное, приходишь в итоге к одному лишь выводу – «беспечный ездок» за рулем дребезжащего микроавтобуса «Газель», должен как можно скорее превратиться в персонаж мифический, наподобие «новых русских» из фольклора «лихих 90-х». Это, учитывая нынешнюю дорожную ситуацию, в буквальном смысле вопрос жизни и смерти.