Игнорируя тот факт, что разрешения на митинг в администрации Уфы получено не было (санкционирован властями был только пикет), организаторы сегодняшнего мероприятия на площади Салавата Юлаева перед «Конгресс-Холлом» (в их числе башкирское общественное движение «KYK БYPE» и башкирский центр содействия национальному образованию «Аkтамыр») активно призывали народ поддержать их требование к депутатам Госдумы РФ от Республики Башкортостан и Госсобранию РБ инициировать отмену Федерального закона от 1 декабря 2007 г. №309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта». В руках митингующих сегодня оказались плакаты с надписями: «Этот закон нарушает права человека», «Нет языка – нет нации», «Мы против языковой ассимиляции!», «Помогите выжить учителям башкирского языка».
На стихийном митинге активисты башкирских общественных организаций даже приняли обращение к генеральному секретарю ООН, генеральному секретарю исполкома Совета Европы, генеральному директору ЮНЕСКО и лично президенту России, в котором говорится: «Ликвидация национального-регионального компонента государственного образовательного стандарта означает отказ от государственной гарантии изучения учащимися национальных школ и школ с этнокультурным уклоном второго государственного языка республик. При таких условиях становится практически невозможным сохранение и развитие национальных языков и культур в сфере образования».
В то время, как сам этот закон просто привел среднее, специальное и высшее образование в России к единому стандарту, не более того. Этот единый стандарт позволяет людям из любого региона страны выбрать любой вуз с полной уверенностью в том, что там с него будут спрашивать именно то, чему его учили дома. Образовательные программы теперь будут находиться на жестком контроле у Москвы. Изучение же языков, культур и эпосов «титульных» народов в субъектах федерации переводится в разряд добровольно-факультативных.
«Депутаты нашей республики в государственной думе прошлого созыва подписали поправки к этому закону необдуманно», – уверен председатель башкирского общественного движения «KYK БYPE» Тимур Мухтаров. «Он ущемляет права любой национальной республики», – вторит ему еще один участник митинга преподаватель Рамиль. Хотя, пожалуй, нигде кроме Башкортостана и Татарстана этот закон такого громкого общественного резонанса не вызвал.
Наша республика особенная уже потому, что у нас существует обязательное изучение башкирского языка в школах и вузах. Это закон республиканские депутаты приняли в конце 2005 года. И посмею напомнить вам, что и он вызвал протесты со стороны широких масс населения. «Почему вместо пяти уроков русского языка в неделю осталось только три? У нас русская семья, и мне важно, чтобы мой ребенок знал свой родной язык», – до сих пор не понимает мама ученика из школы №22 Уфы Татьяна. В сентябре 2006 люди тоже выходили на митинг. И было их тогда перед зданием администрации города ни чуть не меньше, а, может быть, даже больше, чем сегодня площади имени Салавата Юлаева.
Пока активисты спорят, моя хорошая знакомая Минзифа своего сына из башкирского лицея перевела в обычную русскую образовательную школу. Причем об этом ее попросил сам 12-летний мальчик, который в совершенстве владеет родным языком. «Мама, я же хочу в институт поступать, а для этого мне надо хорошо не только башкирский язык знать, но и другие предметы». Уточнять, почему он уверен, что этого не может дать старая школа, мама не стала...
При этом я знаю людей русской национальности, чьи дети с удовольствием изучают национальную культуру нашей республики и имеют твердую пятерку по башкирскому. Видимо, действительно все зависит от учителей. К некоторым будет целая очередь и на факультативы, а у других и обязательные предметы дети начнут прогуливать. К сожалению, на сегодняшнем митинге я встретила, видимо, не самых достойных представителей этой уважаемой профессии. Не могу сказать чего они стыдились, но представителям СМИ не только не назвали своего имени и места работы, но и лица предпочитали прятать за плакатом «Помогите преподавателям башкирского языка». А в тот момент, когда я беседовала с одним из участников, так и вообще набросились на меня со словами: «Почему я с тобой по-русски должна разговаривать?! Я у себя дома, и ты должна обращаться ко мне на моем языке». Почему-то к организаторам акции, которые ратовали за сохранение национального языка и культуры на чистейшем русском языке, у этих женщин никаких претензий не возникло.
Вместо заявленных двух часов, пикет незаметно рассосался в течение часа. Студенты, державшие плакаты, отдали их организаторам и разошлись. Стоит отметить, что на пикете не было ни представителей министерства образования, ни министерства культуры, то есть тех, кого новая редакция закона касается напрямую.
Фото: Фото автора