Есть в экономической жизни такая замечательная, освященная веками традиция – платить людям зарплату за выполненную работу. В России 90-х годов прошлого столетия эта традиция едва не исчезла, но потом все, вроде бы, стало налаживаться. Правда отдельные исключения из радостных закономерностей бурно растущей экономики все еще «имеют место быть». И вот совсем недавняя история.
Пикет, в котором приняли участие более 150 человек, был организован вчера профсоюзом летного состава и профсоюзом авиаработников ОАО «Башкирские авиалинии» на одной из центральных площадей Уфы. Выступавшие отмечали, что с момента введения конкурсного производства прошло более года, однако продажа двух самолетов Ту-154, средства от которой планировалось направить на погашение долга авиаперевозчика по зарплате, а это 72 миллиона рублей, постоянно откладывается. Соответствующие информационные сообщения были опубликованы в лентах «Интерфакс-Поволжье» и «КоммерсантЪ-Казань». Участники акции обратились к избранному президенту РФ Дмитрию Медведеву и в Счетную палату с требованием «разрулить ситуацию», то есть разобраться с «истинными причинами банкротства авиакомпании», при этом они обвиняли в бездействии конкурсного управляющего БАЛ Рустема Шуварова.
Заместитель председателя профсоюзного комитета БАЛ Сергей Ештокин отметил, что «процедура с возвращением денег затягивается с июня 2006 года». «Просим Вас принять меры для погашения задолженности по зарплате, иначе мы готовы объявить голодовку или даже устроить акты самосожжения», – написали Дмитрию Медведеву по-боевому настроенные участники пикета.
В июле 2005 года Арбитражный суд РБ ввел в компании процедуру наблюдения. Причем тогда задолженность БАЛ перед бюджетом составляла 100 миллионов рублей, а перед работниками – 60 миллионов. В итоге в феврале 2007 года арбитраж на основании решения собрания кредиторов, посчитавших, что при задолженности в 337,7 миллиона рублей БАЛ не в состоянии восстановить свою платежеспособность, ввел на предприятии конкурсное руководство. Пакетом акций БАЛ сейчас полностью владеет федеральный центр. В настоящий момент парк авиакомпании включает пять самолетов Ту-154М и два Ту-134. Сумма кредиторской задолженности БАЛ на сегодня – 700 миллионов рублей.
Конкурсный управляющий БАЛ Рустем Шуваров еще в сентябре 2007 года на собрании коллектива бывших работников авиакомпании сообщил, что рыночная стоимость имущества компании – около 320 миллионов рублей, и это более чем достаточная сумма для погашения всех долгов по зарплате и части кредиторской задолженности. На пикете он утверждал, что комитет кредиторов БАЛ все же должен решить вопрос о продаже двух самолетов Ту-154М, за них планируется выручить примерно 77,7 миллиона рублей. Тогда, по словам конкурсного управляющего, долг по зарплате «уже в ближайшие месяцы» удастся погасить полностью.
«На состоявшемся 18 апреля сего года координационном совете правительства Республики Башкортостан в адрес Рустема Шуварова вице-премьером правительства Фидусом Ямалтдиновым относительно ситуации с реализацией самолетов и выплаты задолженности по зарплате совершенно справедливо было замечено, что чем дольше будет продолжаться такое конкурсное управление, когда зарплата управляющего зависит только от присутствия его на рабочем месте, тем меньше пользы оно приносит компании, – уточняет заведующий производственно-экономическим отделом Федерации профсоюзов РБ Рамиль Янгиров. – Ведь на самолетах, которые предполагалось реализовать, даже не установлены двигатели – не удивительно, что не нашлось желающих их приобрести. Словом, с таким управляющим необходимо разбираться».
«Я, честно говоря, сомневаюсь в результативности подобных акций и обращений к правительству», – говорит пожелавшая остаться неизвестной бортпроводница авиакомпании БАЛ. – А что делать? Пусть на нас обратят хоть какое-нибудь внимание. Ведь это наши деньги, честно заработанные. Почему никто не интересуется, на что мы живем сейчас, чем кормимся?» Ну что ж, как говаривали древние мудрецы, глас народа – глас божий. Следовательно, «разбор полетов» стоит продолжать.
Но дипломатичная формулировка «в ближайшие месяцы» уже, видимо, действует на бывших сотрудников БАЛ, как красная тряпка на быка, вот и сподвигает их на столь недипломатичные меры. Впрочем по некоторым данным можно предположить, что уже сегодня произойдут события, которые помогут авиаторам лично убедиться в том, что словосочетание «заработная плата» не содержит в себе ничего мифического.