Сегодня первыми после членов семьи с днем рождения нового директора международного аэропорта «Уфа» Салавата Кутушева поздравили именно журналисты. Так уж совпало, что именно на этот день назначено в Уфе совещание по проблемам авиационной безопасности предприятий гражданской авиации Приволжского федерального округа. «В какой-то степени то, что мероприятия подобного масштаба проводятся на территории именно нашего аэропорта, стало для меня подарком», – смущенно улыбаясь, ответил Салават Кутушев.
Впервые в истории башкирской столицы здесь собрались около 40 руководителей крупных аэропортов ПФО. До этого подобные методические совещания проходили в Самаре. Это, пожалуй, первое, но не единственное нововведение после назначения в «Уфе» нового руководителя.
Салавату Кутушеву сегодня исполнилось 32 года. Появился на публике в первый раз в ранге руководителя столь крупного для Уфы предприятия он только сейчас, хотя директором международного аэропорта стал еще 30 января. Сменил на этой должности Анатолия Привалова. «Можно сказать, что с его приходом в аэропорту закончилось время безвластия, – рассказали нам работники предприятия. – Ведь ситуация была очень тяжелой – предзабастовочной». Несколько раз менялось руководство, было одно очень спорное назначение, которое коллектив не принял. Несмотря на то, что сам аэропорт практически полностью обновился, до сих пор еще не до конца решены проблемы в социальной сфере (например, предоставление льготного пенсионного обеспечения).
В наследство Салавату Кутушеву досталось довольно большое хозяйство. На сегодняшний день это один из самых крупных аэропортов в регионе, конкурировать с Уфой в этом плане может разве что Екатеринбург. Отсюда совершаются перелеты не только в десятки городов России, но и в Турцию, Грецию, Китай, Саудовскую Аравию, ОАЭ. Пропускная способность увеличена до 600 пассажиров в час. Работают два терминала. Созданы специальные условия для инвалидов. За прошлый год аэропорт принес более 800 миллионов рублей прибыли, хотя еще два года назад был убыточным.
«Конечно, для проведения совещания, посвященного вопросам авиационной безопасности, Уфа выбрана не случайно, – рассказал начальник отдела авиационной безопасности Привожского управления гражданской авиации Анатолий Папко. – На сегодняшний день это один из лучших аэропортов в ПФО. Здесь есть что показать, что посмотреть, что покритиковать и что похвалить».
Но критику, видимо, авиаторы припасли для закрытой части совещания. Хотя, как нам рассказали, многие считают, что при такой материально технической базе объемы перевозок в Уфе недостаточные. Основной же акцент при общении с журналистами сотрудники уфимского аэропорта сделали на том, как приживаются в Уфе новые федеральные правила авиаперевозок.
«Пассажиров так запугали, что то нельзя, это нельзя, – рассказывает старший инспектор службы авиационной безопасности международного аэропорта Уфа Татьяна Авдюхина. – Поэтому нам редко приходится кого-то «заворачивать». Чаще всего на пункте досмотра мы останавливаем тех, кто провозит самогон, краски, аэрозольные баллоны, мед. Это все должно быть сдано в багаж, в ручной клади провозить нельзя». Но даже если претензии работники службы безопасности все-таки к пассажиру предъявили, то это вовсе не значит, что его снимут с рейса. Составляется акт об изъятии и изъятые вещи сдаются на склад. Пассажир в течение трех месяцев может свои вещи со склада забрать.
«Я даже не могу подсчитать, сколько раз меня проверяют за один авиаперелет, – жалуется пассажир Александр Лобачев. – И просвечивают, и «пропискивают», и раздевают чуть ли не до белья. Это утомляет. Но зато могу сказать, что летать теперь я не боюсь. Понимаю, что все это сделано для того, чтобы сделать перелеты максимально безопасными. Летаю в Москву чуть ни каждый месяц и до сих пор не припомню ни одного инцидента, тьфу-тьфу-тьфу».
Сами сотрудники службы авиационной безопасности и авиаперевозчики уверены, что новые правила направлены на то, чтобы облегчить жизнь пассажиров. Это же ставит своей целью новый руководитель уфимского аэропорта. «Я понимаю, что многие считают, что наш аэропорт ожидают кардинальные перемены, – высказывается Салават Кутушев. – Но спешу успокоить, никаких резких перемен не будет, будет усовершенствование работы, направленное на то, чтобы сделать авиаперелеты комфортнее, а жизнь наших пассажиров проще, максимально улучшить качество оказываемых услуг. Я уверен, что нет предела совершенству».
Но комфорт безопасности не исключает, а скорее даже наоборот. В международном аэропорту Уфы стараются сделать все, чтобы он стал привлекательным как для перевозчиков, так и для пассажиров. Подтверждение тому – 1 178 568 человек, которые воспользовались услугами уфимского аэропорта в прошлом году. И новые договоры о сотрудничестве, которые заключили уже в начале этого года.
Одной из последних стала авиакомпания «Ямал», которая сама обратилась с предложением открыть здесь свое представительство. Пока этот вопрос находится на рассмотрении. И главный критерий отбора стал уже почти лозунгом уфимцев: «Если хорошо будет пассажирам – хорошо будет всем!».
Фото: Фото автора