Девушка мечтает преодолеть на необычном велике не меньше тысячи километров
Девушка мечтает преодолеть на необычном велике не меньше тысячи километров

Сейчас Елене 30, и о своем решении она нисколько не жалеет: вместе со своим супругом создаёт необычные средства передвижения — бамбуковые велосипеды и беговелы.

О том, чем необычные средства передвижения лучше обычных, девушка-механик рассказала корреспонденту Ufa1.

Из клерка — в механики

— Любовью к велосипедам меня заразил муж Владимир. На самом деле, главный мастер у нас он, а не я, — скромничает Елена.

Девушка — уроженка Екатеринбурга, в столице Урала она работала в информационном отделе «Сбербанка». Ещё в студенчестве Елена увлеклась велосипедами и велотуризмом и с подачи супруга превратила своё увлечение в дело жизни. Вместе они открыли веломастерскую, но через два с половиной года решили перебраться в Уфу.

— Мы решили выбрать город не очень большой и «велосипедный», так как планировали работать в этой сфере и дальше, — объясняет своё решение о переезде Елена. — Вспомнила, что как-то была в Уфе у подружки-одногруппницы. Город понравился, предложила мужу, и он согласился.

Елена зашкуривает поверхность рамы
Елена зашкуривает поверхность рамы

«Первому заказчику было полтора года»

— Зачем люди покупают бамбуковые велосипеды? Да чтобы козырнуть: «У тебя такой есть? А у меня есть!», — смеется Елена.

Бамбуковыми великами супруги увлеклись случайно.

— Первым в 2014 году родился беговел, это такой велосипед без педалей, грубо говоря, самокат с седушкой, на нем хорошо учиться держать равновесие. Искали полуторагодовалому племяннику подарок, но ничего подходящего в магазине не нашли: все были тяжелые — либо стальные, либо алюминиевые. Решили сделать сами, —вспоминает Елена.

Беговел для самых маленьких велосипедистов
Беговел для самых маленьких велосипедистов

Подходящий материал для детского велосипеда — бамбук — попался на глаза в гипермаркете в садоводческом отделе. Там же нашли смолу и льняные волокна. Скрепили всё между собой и — вуаля! — получился подарок для маленького велосипедиста.

— Племянник был счастлив! Очень долго на нем катался, спать ложился с этим беговелом. Сестра звонила: «Лена, что вы сделали? Он не отпускает его даже ночью. Приходится разыгрывать историю, чтобы его забрать!», — смеется мастерица.

Других клиентов нашли через сообщества велосипедистов. Беговелы оказались востребованы в Москве и Санкт-Петербурге. Заказ на подростковый велосипед пришел уже из российской столицы. Здесь пришлось попотеть, но Пикуновы справились на «пять с плюсом». И задумались: а не создать ли что-нибудь для себя? Так появился бамбуковый тандем — велосипед для двоих.

Для себя Елена и Владимир сделали тандем
Для себя Елена и Владимир сделали тандем

Свое изобретение супруги впервые обкатали в «День 1000 велосипедистов» в прошлом году.

— На праздник все приезжают в костюмах, на необычных велосипедах. Мы тоже решили покрасоваться, — смеётся Елена. — Необычная конструкция многих заинтересовала.

Подалась в блогеры

Недавно Елена придумала проект — в режиме видеоблога создаёт для себя бамбуковый велосипед. Подробные уроки по изготовлению необычного велика жительница Уфы выкладывает на своём канале в YouTube.

 

Он выглядит иначе, чем все предыдущие велосипеды из бамбука, в нём есть своя «фишка».

— Здесь все узлы проклеены карбоном — более современным и прочным материалом. По сути, это армированный углепластик, — говорит Елена. — Он очень лёгкий и очень прочный. Из такого делают вертолётные лопасти.

Углеволокно выглядит как обычная ткань
Углеволокно выглядит как обычная ткань

Елена уверяет, что её бамбуковый «вездеход» даст фору любому металлическому велосипеду. При этом он легче, а ездить на нём проще: как уверяет Владимир, такой велосипед лучше гасит вибрации.

В мире это очень популярная вещь. В Китае, Вьетнаме, в Африке многие ездят на бамбуковых велосипедах. Это обусловлено низкой себестоимостью материала. В странах третьего мира их производят серийно. В России — пока только индивидуальный заказ. Дело в том, что бамбуковый велосипед — удовольствие не из дешёвых. Со слов Елены, горный велосипед для взрослого человека обойдётся примерно в 40 тысяч рублей.

Руль у бамбуковых велосипедов металлический
Руль у бамбуковых велосипедов металлический

По словам Елены, в Уфе они стали первыми, кто мастерит бамбуковые велосипеды.

— В России есть умельцы. Когда создавали первый велик, опирались на опыт коллег из Санкт-Петербурга, до сих пор с ними общаемся, — говорит Елена.

Московский пустой бамбук

— На изготовление одного велосипеда требуется от двух недель до месяца. Детские беговелы делаются за пару недель, так как там меньше деталей, — делится Елена.

Когда на супругов посыпались заказы, они стали искать поставщика качественного бамбука. Партнер нашелся в Москве. Там же стали заказывать и другие «запчасти».

— Важно, чтобы стенка стебля была одинаковой толщины, — объясняет тонкости ремесла Елена. — Иногда приходится заполнять полость внутри монтажной пеной — для прочности. Важно обращать внимание на узлы — они должны быть красивыми, гладкими.

Пилить лучше вручную, чтобы не испортить ствол
Пилить лучше вручную, чтобы не испортить ствол

«Сырой» бамбук подвергают обработке — запеканию.

— Для первых беговелов бамбук запекали в обычной духовке, сейчас заказываем уже запечённый бамбук либо обжигаем газовой горелкой. Дело в том, что в бамбуковых стволах есть своеобразный сиропчик, он застывает, и бамбук становится крепче и темнее.

После обжигания детали для рамы закрепляются на станке — стапеле. Чтобы бамбук не треснул, стволы распиливают вручную.

Полую часть бамбука заполняют монтажной пеной
Полую часть бамбука заполняют монтажной пеной

Главное — не торопиться

Елена призналась, что конструкцию рамы она подсмотрела у обычных металлических велосипедов. Детали скрепляют между собой небольшим количеством клея, а после начинается самый трудоёмкий процесс — накладывание углеволокна. Карбон проклеивают смолой, затем около суток сушат и накладывают новый слой. Для своего велосипеда Елена делала по пять–шесть слоёв. Когда высыхает последний слой, карбон обтачивают и зашкуривают. На это уходит до двух суток.

— Последний этап подготовки рамы — покраска автомобильным акриловым лаком. После этого на раму навешиваются все остальные детали — руль, колёса, педали.

К раме из бамбука скоро добавят педали, руль и другие важные детали
К раме из бамбука скоро добавят педали, руль и другие важные детали

На новый бамбуковый велосипед у Елены большие планы: девушка хочет успеть завершить своё детище ко «Дню 1000 велосипедистов», который пройдёт в мае, а потом отправиться на нём в путешествие. Елена планирует проехать на бамбуковом велике не меньше тысячи километров.

— Каждый год мы стараемся устраивать себе отпуск — месяц колесим по горам. В прошлом году, например, были в Крыму. На этот раз еще не определились, куда поедем, может быть, и за границу — в Норвегию или Грузию. Это не музейная модель, будем испытывать.

Если среди ваших знакомых есть тот, о ком стоит рассказать всей республике, напишите нам на почту Написать письмо или позвоните на номер редакции 8 (347) 286-51-96.