ќлег ћит€ев, автор-исполнитель, народный артист –оссии: «—амое главное – отложить все дела и записать собственное настроение, потому что люба€ песн€, даже неудачна€, создана из чувств и впечатлений ее автора»
ќлег ћит€ев, автор-исполнитель, народный артист –оссии: «—амое главное – отложить все дела и записать собственное настроение, потому что люба€ песн€, даже неудачна€, создана из чувств и впечатлений ее автора»

—менились времена, унос€ с собой вчерашних королей и кумиров, но бардовска€ песн€ и в наше врем€ жива и востребована. ќдной из ее центральных фигур, без сомнени€, €вл€етс€ сегодн€ ќлег ћит€ев.  аждый концерт музыканта – насто€щий сюрприз дл€ публики. ¬ общении со зрител€ми он всегда прост и в то же врем€ непредсказуем, остроумен и лиричен.

ќлег ћит€ев родилс€ 19 феврал€ 1956 года в „ел€бинске.

ѕосле окончани€ монтажного техникума и службы в армии окончил „ел€бинский институт физкультуры.

¬ 1979 году, вдохновленный »льменским фестивалем самоде€тельной песни, написал свою первую песню «»згиб гитары желтой».

¬ 1980–1987 годах работал в разных област€х: преподавателем в институте, артистом „ел€бинской филармонии, монтажником и даже дворником. ”чилс€ заочно в √»“»—е.

¬ 1986 году участвовал в «ћарше ћира» – гастрол€х творческой бригады бардов во главе с Ѕулатом ќкуджавой по городам –оссии. ¬ 1987 году переехал в ћоскву, где и проживает до сих пор.

— 1998 года стал работать с музыкантом Ћеонидом ћарголиным – мультиинструменталистом, в чьей аранжировке песни ћит€ева зазвучали по-новому.

Ќародный артист –оссии, член —оюза писателей, лауреат национальной премии «ќваци€», лауреат премий ‘онда русской поэзии, премии ««олотой ќстап».

∆енат, четверо детей.
Ѕудущий поэт и композитор ќлег ћит€ев вырос на берегу озера и летом всегда спал на балконе, откуда по утрам любовалс€ на окрестную красоту. ƒумал, что так живут все... Ќу а еще, если не врут официальные биографы, до 13 лет ќлег спас семь тонущих человек, что, впрочем, за подвиг в их бедовом дворе не считалось. ѕовзрослев, ћит€ев продолжает вытаскивать людей – только уже не из воды, а из депрессий, уныни€ и хандры. ≈го спасательный круг – его песн€.

ќлег, наверное, невозможно даже примерно посчитать общее количество твоих концертов. ≈сть ли те, которые остались в пам€ти?

– ѕервые концерты. ќни были очень €ркими. Ќапример, после фестивал€ в јлма-јте в 1981 году нас повезли куда-то высоко в горы, и мы выступали перед работниками метеостанции. » вот вс€ эта дорога по казахским горам запечатлелась навсегда: мы шли выше облаков и под нами летали самолеты – это было потр€сающе. Ёто такое удивительное познание жизни. ј если брать негатив, то запомнилс€ концерт на —ахалине, на каком-то кислотном производстве, где € был по заданию чел€бинской филармонии. я очень старалс€ доставить удовольствие рабочим, но им это не надо было совсем и они даже не аплодировали. ¬ красном уголке сидели изможденные, совершенно безразличные люди. ѕришлось закончить концерт минут через двадцать, сказать радостно и бодро, что мы к ним еще приедем…

 ак ты объ€снишь то, что феномен авторской песни существует только в –оссии и окрестност€х?

– Ќу, это не совсем так. ¬ виде шансона она существует во ‘ранции, в виде альтернативной социальной песни – в »талии и √ермании. “ам, кстати, есть довольно известный человек – ¬ольф Ѕирман. “ам говор€т, что его песни способствовали упразднению √ƒ– и объединению √ерманий. ѕравда, еще до крушени€ стенки он переехал в ‘–√. Ѕирман €вл€етс€ голосом целого поколени€, поет под гитару, очень попул€рный человек. —мешно: когда он приезжал в ћоскву и выступал, все врем€ обращалс€ к русским с вопросами о жизни здесь, а в зале были только двое русских: € и Ќикитин, остальные все немцы.

ј кто в »талии?

– ≈сть такой Ѕрандуарди, € не знаю италь€нского, поэтому в детал€х о его поэзии ничего рассказать не могу, но мне очень нравитс€ его... такое средневековое звучание и, конечно, богатейша€ смыслова€ нагрузка.

ќлег, јндрей ¬ознесенский когда-то написал: «—тихи не пишутс€ - случаютс€…»   песн€м это тоже относитс€?

– я не буду утверждать, что так происходит у всех, но у мен€ – точно. ѕричем это бывает довольно часто в самое неподход€щее врем€ и в самый неподход€щий момент. “ут самое главное – отложить все дела и записать собственное настроение, потому что люба€ песн€, даже неудачна€, создана из чувств и впечатлений ее автора.

„то дл€ теб€ сложнее: сочин€ть песни, давать концерты, общатьс€ с поклонниками?

– —амое трудное – это посто€нное преодоление рассто€ний, перемещени€ по всей планете. ћожно сказать, что мо€ работа – это дорога и разлука. » когда мне жена говорит: « уда ты снова и почему так надолго?», € оправдываюсь тем, что работа у мен€ така€. ј концерты – это часть насто€щей, полной жизни. Ќа концертах мы все вместе собираемс€, поем песни, общаемс€… ¬ общем – живем.

„то бы ты посоветовал человеку, который сочин€ет песни – дл€ себ€, дл€ души, дл€ друзей: куда ему обратитьс€, как донести свои произведени€ до массового слушател€?

– я долгое врем€ занималс€ тем, что на простом китайском двухкассетнике распростран€л свои песни. ѕоэтому надо записывать свои произведени€ и кому-то давать слушать. ≈сли песни хорошие, то они об€зательно будут распростран€тьс€.  стати, сейчас дл€ этого существует очень удобный инструмент – »нтернет. Ќо самое главное дл€ того, кто пытаетс€ что-то сочин€ть, – это пон€ть, действительно любишь ты этим заниматьс€ или нет.

 огда к тебе приходит ћуза?

– ≈сли б знал, написал бы не 150, а 3500 песен. ћуза приходит, и € сразу все дела откладываю.

Ќа ком провер€ешь новые песни?

– ѕою всем, кто под руку попадетс€.

» какие из друзей судьи?

– —трогие. ќтзываютс€ честно: «—ам-то пон€л, что написал?» ј € отвечаю: «ƒа, пойду поработаю еще».

 то ќлег ћит€ев больше: автор, исполнитель или еще кто-то?

ќлег ћит€ев, автор-исполнитель, народный артист –оссии: «—амое главное – отложить все дела и записать собственное настроение, потому что люба€ песн€, даже неудачна€, создана из чувств и впечатлений ее автора»

ћне в свое врем€ нравились два красивых слова: актер и писатель. јктера довольно скоро отсе€л – уж очень они с утра до вечера пашут. Ќервна€ работа. —амое главное, мне говорили, они проживают несколько жизней! ј сво€-то в это врем€ пропадает! » так мне жалко свою жизнь стало, что € отказалс€ от актерства. ѕишу от случа€ к случаю и еще общаюсь с людьми. Ёто странное чувство, когда полный  ремлевский дворец на 6000 человек, а € стою за кулисами и думаю: «—ейчас выйду, побалагурю, что-то спою, поговорю, и все довольные разойдутс€».

«наю, что когда ты только начинал свой творческий путь, поэтесса ¬ероника ƒолина говорила тебе, что пон€ть, хорошо пишешь или нет, можно, свер€€ «систему координат» с цветаевской поэзией. ѕродолжаешь свер€тьс€?

– “еперь это происходит уже автоматически, потому что сейчас € регул€рно читаю что-то из высокой поэзии. Ќо себ€ с гени€ми не сличаю: уж что получаетс€, то получаетс€. я понимаю, что нахожусь на том месте, на котором нахожусь. ћожет быть, самообразовыва€сь, € мен€юсь. ѕравда, неизвестно, в какую сторону.

ќлег, насколько, на твой взгл€д, была права јнна јхматова, написавша€ «когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не веда€ стыда»?

– ѕрава, во многом права. ¬ы знаете, иногда мне приходитс€ ее цитировать, отвеча€ на подобные вопросы. ѕросто € так долго запутывал всех, что было бы глупо вз€ть и начать действительно признаватьс€, откуда и что по€вл€етс€.   тому же дл€ мен€ самого это тоже до сих пор больша€ загадка – откуда что беретс€, когда пишешь песню.

–озенбаум, когда его приглашают в гости, говорит: «Ќакормите мен€ борщом, а потом € вам сам спою». —колько должно пройти времени, прежде чем теб€ попрос€т: «—пой!»

– ћакаревич как раз очень красиво пишет в ««анимательной наркологии», что если ты пошел в ресторан при гостинице – сделал первую ошибку. ≈сли теб€ окликнули, и ты откликнулс€ – втора€ ошибка. ≈сли теб€ попросили подойти к столу просто поздравить, и ты пошел – треть€ ошибка. ѕотому что когда теб€ потом прос€т спеть, а ты откажешьс€ и уйдешь, они скажут: «¬от, козел! „еловека пригласили, а он так...» Ќо это не принципиально.

ј то, что происходит на нашей эстраде и “¬, не раздражает?

– ј чего раздражать? ¬ыключил, да и все.

ќлег, то, чем ты сейчас занимаешьс€, стало шоу-бизнесом, хот€ и особой его частью...

– Ўоу-бизнес – слово, хоть и нехорошее, но очень функциональное, как механизм донесени€ своих песен до большего числа слушателей...

...и следовательно, получени€ большего количества денег!

– «десь есть два пути. ѕервый – это когда человек вкладывает деньги, чтобы потом получить прибыль. Ќаши продюсеры сегодн€ ведь не вкладывают деньги в песни на стихи јхматовой, ÷ветаевой или √умилева. Ќаверное, потому, что только процентов п€тнадцать-двадцать нашего населени€ знают, кто это такие, и глупо вкладывать деньги в эти п€тнадцать процентов, а не в остальные восемьдес€т п€ть. ¬от они на большинство и работают, поэтому и выбирают, что погрубее, попроще. ” мен€ совершенно друга€ ситуаци€, потому что € хочу донести до людей именно то, что делаю лично €.

ќлег, ты родилс€ в „ел€бинске, в то врем€ это серо-монументальна€ сталинска€ архитектура, очень дав€щие, напрочь лишенные радостных красок улицы и проспекты... » вот что удивительно: твои песни, наоборот, такие солнечные, полные света...

–  ак-то из зала мне пришла укоризненна€ записка: «» утро-то у вас доброе, и любима€ мила€. Ќадо только чуть-чуть покрепитьс€, и придет лето – все будет хорошо!»... Ќа самом деле грустных и даже мрачных песен у мен€ гораздо больше, чем светлых. —корее всего, дело в контрасте: унылые мотивы создают выигрышный фон дл€ жизнерадостных произведений. ћаме, папе и √осподу Ѕогу спасибо за то, что € лирик...

ƒралс€ часто?

– Ќе чаще, чем реб€та в других дворах, просто наши были более, что ли, отча€нные. ƒальше – кому как повезло: одни сели, другие пошли на завод, некоторые стали олимпийскими чемпионами, причем неоднократными. ¬ основном, по хоккею... —о —тариковым мы вообще жили в одном дворе (он был младше, и внимани€ никто на него не обращал), а с —ережей ћакаровым на свет по€вились в одном роддоме, ходили на одну танцплощадку в Ћенинском районе и позднее учились в одном институте.  огда € был в  анаде, с удивлением узнал, что он там национальный герой, в местной галерее славы на видном месте его портрет. ј вот в „ел€бинске нет портрета...

ќлег, читала, что профессию дворника ты считаешь очень подход€щей дл€ поэта. ѕочему?

ќлег ћит€ев, автор-исполнитель, народный артист –оссии: «—амое главное – отложить все дела и записать собственное настроение, потому что люба€ песн€, даже неудачна€, создана из чувств и впечатлений ее автора»

– ј потому что она помогает личности гармонично развиватьс€. ѕредставьте себе: помимо физического упражнени€ с метлой, наблюдаешь за кустами, деревь€ми, встаешь вместе с солнышком… »деальное сочетание физического и духовного.

ќлег, ты можешь назвать себ€ счастливым человеком?

– –азумеетс€, хот€ раньше € думал: ну, когда же пенси€?!  огда же можно будет целый день быть свободным, ходить на рыбалку, и чтобы никакие невзгоды на теб€ не свалились? ќднако, чем старше становишьс€, тем больше ощущаешь свою ответственность, переживаешь за детей, потом за внуков, так будет до конца жизни – придетс€ переживать. » это хорошо! ѕотому что это жизнь, и она прекрасна во всех ее про€влени€х! ѕросто нужно научитьс€ ее правильно понимать.

– —реди огромного количества поклонниц разных возрастов ты до сих пор пользуешьс€ репутацией многоопытного сердцееда. ј всЄ потому, что в первой половине своей жизни активно влюбл€лс€ и женилс€ на каждой новой даме сердца…

– ƒа, так было раньше, и мои измены приводили к разрывам с женами. Ќо мне об этом не стыдно говорить, потому что € поступал честно: если встречал другую, супруге не врал. Ќу, нет больше любви – что делать? ¬сЄ происходило по одной схеме: влюбилс€ – развелс€ – женилс€…

 стати: первый раз бард отправилс€ в загс в 23 года: вернувшись из армии, он поступил в институт физкультуры, поехал с однокурсниками на картошку и там встретил красавицу-гимнастку —ветлану. –одилс€ сын —ережа и всЄ было благополучно, но молодого отца угораздило влюбитьс€ в тренера по лечебной физкультуре ћарину. ѕоследовал развод. ћит€ев всЄ оставил —вете и сыну, а с новой женой стал жить при пансионате, работа€ там завклубом.

ѕоступив на заочное отделение в √»“»—, начинающий исполнитель сделал всЄ возможное дл€ переезда в ћоскву вместе с ћариной и своим вторым сыном ‘илиппом. ¬скоре родилс€ третий наследник – —авва. Ќо ћит€ев снова влюбилс€ – в актрису театра ¬ахтангова ћарину ≈сипенко, котора€ была гражданской женой Ќикиты ƒжигурды. “ем не менее, сегодн€ они женаты, счастливы и воспитывают дочь ƒашу.
ќднако не так много у мен€ было браков – всего три. »ли четыре: еще один раз сходил в загс дл€ прописки в ћоскве, но это вр€д ли считаетс€! —ейчас € стараюсь с новой силой влюбл€тьс€ в свою жену. Ќе приведи √осподь мне влюбитьс€ снова в другую женщину! Ёто же оп€ть вс€ жизнь наперекос€к. “ак что стараюсь себ€ сдерживать! (—меетс€.)

–  ак ты себ€ чувствуешь, когда теб€ хвал€т?

–  огда € училс€ в ћоскве и жил у товарища, к нам однажды пришли две таки-и-е девчонки! “оварищ вышел с одной из них покурить на площадку и говорит ей: «Ќу ты вообще! “ы така€! я таких симпатичных еще в жизни не встречал!» ј она ему в ответ: «ƒа ты мен€ еще голую не видел!» ¬от и мне, когда € слышу хорошие слова в свой адрес, хочетс€ ответить так же!

– јлександр –озенбаум – в √осдуме, јлександр Ќовиков – в предвыборном списке «ѕартии жизни», Ќиколай –асторгуев стал членом «≈диной –оссии»... — тобой нечто подобное пока не происходит?

–   счастью, нет. ¬прочем, и предложений не было.

– ј если поступ€т?

– ѕостараюсь сделать все возможное, чтобы не участвовать в этом.

– „то чувствует мужчина, размен€вший недавно «полтинник»?

– ¬ моей песне про ≈сенина есть такие строки: «…жизнь, как цыганский припев, ускор€етс€ вниз по горе»… ¬от это € и чувствую. ƒумаю, что это ощущение есть у многих.

≈сть анекдот от ћихал ћихалыча ∆ванецкого: «ќн инженер и еще что-то, и на это что-то он живет». ћузыка – это тво€ основна€ професси€?

– —удьба распор€дилась так, что бардовска€ песн€ – это мое основное и единственное зан€тие в жизни. „ем бы € ни занималс€, мне сверху посто€нно говорили: «ѕиши песни, и все у теб€ будет». ¬ конце концов, мне пришлось все оставить и только писать песни.

– Ќужны ли тебе особые услови€ дл€ творчества, например, тишина и одиночество?

– ћен€ очень радует то, что «технологической необходимостью», чтобы что-то написать, €вл€етс€ безделье. ѕравда, идти на работу все-таки приходитс€, причем очень часто. ѕоэтому безделье приходитс€ планировать. “о есть запланируешь себе 10 дней бездельничать, и все: не трогайте мен€, € буду лежать, смотреть телевизор, оттаивать – в общем, заниматьс€ вс€кой ерундой. ћожет быть, из этого что-то и получитс€, а может, ничего не получитс€. ѕотому что никто никому ничего не обещал.

– “ы объездил полмира, есть любимые места?

– я пон€л, куда ты клонишь…≈сть места, которые € очень люблю. ћне очень понравилась —ардини€, остров ћаврикий, недалеко от ћадагаскара – тоже очень здорово там, и ѕариж – это тоже замечательно, и Ѕарселона… ќт »зраил€ у мен€ всегда остаетс€ ощущение, что это вообще один город, причем не особо большой. Ќо самый красивый и самый дорогой дл€ мен€ город – родной „ел€бинск.

– ќлег, теперь о «звездности». “ебе никто не говорил: «ќлежек, ты подбородок-то опусти!» Ќет, не было?

– Ќу, из тех людей, к которым € прислушиваюсь, никто так не говорит. Ќо, на самом деле, быть на виду – это значит почти наверн€ка услышать: «Ёээ, раньше-то ты попроще был».  стати, случай: мы в „ел€бинске опаздывали на поезд. ј дворец культуры недалеко от вокзала, трамваем – всего две остановки. «абросили вещи, сели, и какой-то пь€ный д€дька, еле держась за поручни, подн€л глаза, увидел мен€ и высказалс€: «ћит€ев. ¬ трамвае.  акой позор!» ¬от така€ ситуаци€. ѕолучаетс€, мне не разрешено ездить в трамвае?!

– ѕон€тно. “ы достаточно трезвомысл€щий и много переживший человек, чтобы понимать цену такой славе.

–  онечно.  огда мен€, например, останавливает гаишник, и € начинаю что-то объ€сн€ть, а он мен€ при этом не узнает, € себе говорю: «ѕесни надо лучше писать, чтобы узнавали». ¬ывод-то все равно один. (—меетс€.) » еще у мен€ така€ присказка есть: «ѕишешь-пишешь песни дл€ √ј»».

– “ы эмоциональный человек или рассудком живешь?

– я человек довольно спокойный, но, наверно, принципиальность и честность в каких-то вопросах – это свойство поэтической натуры. ћозгов у мен€ не много, приходитс€ доходить сердцем.

– ј ты верующий человек?

– я был окт€бренком, пионером, комсомольцем и коммунистом. » атеистом-расстригой! Ќо обретение веры – процесс уже необратимый, мне кажетс€. » мне очень трудно. ¬ера – это очень т€жела€ ноша. Ѕродский сказал, что в веру нельз€ обратить, к ней надо прийти. ¬от и идем потихоньку.

»нтересные факты

  • выходит на сцену побалагурить, спеть и поговорить;
  • коллекционирует пиратские диски со своими песн€ми (уже собрал 130 штук!!!);
  • выучил немецкий, чтобы вести концерты в √ермании, а немцы выучили русский по его песн€м;
  • собираетс€ писать на афише: «ќсторожно! ѕосле концерта хочетс€ выпить!»;
  • жалеет, что с экрана пропали хорошие передачи, например, «Ѕелый попугай»;
  • традицию подписывать после концерта книги и диски подсмотрел в ёј–;
  • дл€ джазового номера ищет неземной красоты женщину с замечательным голосом;
  • свою самую первую песню написал на лекции по плаванию;
  • в родном „ел€бинске бывает три раза в год;
  • давал концерт перед космонавтами на орбите и общалс€ с ними через обычный телефон по громкой св€зи;
  • не считает себ€ звездой.

» это все о нем:

– «¬ его сердце помещаетс€ вс€ планета», – сказала об ќлеге певица “амара √вердцители.

– «  нему т€нутс€. –€дом с ним тепло и светло. Ётот поэт искренне и честно рассказывает нам о себе, это – о каждом из нас», – говорила о нем писательница ¬иктори€ “окарева.

јктриса »рина –озанова в одном из интервью призналась: «…он поет очень светло.  онечно, есть в его песн€х кака€-то тоска, грусть, но всЄ это очень светлое. ќн единственный у нас такой, его ни с кем нельз€ перепутать, его голос узнаешь из миллиона голосов».

японские переводы в хокку наиболее попул€рных песен ћит€ева

« ак здорово…»:

¬се мы здесь.
«акатным отблеском
пл€шет костер меж сосен.
«дорово как. » хватит. » красота!

по мотивам «— добрым утром, любима€!»:

Ќадпись красива€
смотрит в окна любимой...
– ѕерифери€!

«ћосквичка»:

ќна пьет водку,
так как подданна€ русска€.
—авеловский вокзал. ћосква.

«ј лето кружит семена сомлевших в полдень тополей»:

—тынет из €год пирог.
∆енщина мне не дает.
—ем€ по ветру пущу...

«—оседка»:

—нова гость у соседки...
 ак назвать ее, чтобы не обидеть
ќдинокую женщину?