Вадим Валлиулин – один самых успешных молодых режиссеров из Уфы. Он работает в новом для российского кино жанре комедийного слэшера. На его счету уже несколько успешных короткометражных картин, которые были отмечены на всероссийских фестивалях. В этом году Вадим заканчивает работу над своим полнометражным дебютом под названием «Мертвым повезло». Также на недавнем питчинге дебютантов режиссер стал одним из трех победителей. Вадим рассказал сайту Ufa1.ru о судьбе своей полнометражной работы, а также о своем творческом пути.
– С чего началось твое увлечения кино?
– В 2011 году я пришел в «Киношколу Булата Юсупова», чтобы понять, что такое кино, изнутри. В киношколе снял первую короткометражку, но решил, что это не мое, и продолжил заниматься тем, чем занимался до этого – компьютерной графикой. Позже мне позвонил Булат и предложил снять социальную рекламу на конкурс. Я спросил: «Почему вы предлагаете именно мне?» Булат ответил: «У тебя получилось создать в фильме какой-то образ». Я до сих пор благодарен Булату за звонок. Можно сказать, что именно он определил мою дальнейшую судьбу. В итоге мною были сняты пять социальных реклам, одна из которых получила главный приз в номинации «Движение – жизнь».
– Какие первые действия ты предпринял, когда понял, что хочешь посвятить жизнь режиссуре?
– Когда я понял, что у меня есть стремление к режиссуре, то осознал, что базовых знаний и навыков, полученных в киношколе, недостаточно. В местных магазинах скупил все книги, чтобы более детально разобраться в профессии, приобрел мощный компьютер для монтажа. С Андреем Полюдовым мы придумали сюжет полнометражного фильма, за два месяца я написал сценарий по нему. Сейчас понимаю, что это было весьма опрометчиво, но это был необходимый шаг на тот момент.
– Ты работаешь в тандеме с одним и тем же оператором, как вы познакомились? Других операторов не рассматриваешь?
– Я обратился к Артему Айсину с предложением о сотрудничестве, так как мне понравились его работы. Артем был не против, но ответил, что ему пишут много безответственных и нерасторопных людей. В итоге он скинул мне тестовое задание – написать три варианта сценария для рекламы одежды. С тех пор мы сняли совместно порядка 35 коммерческих реклам и клипов, захватили половину городского рынка, обслуживали одновременно несколько продакшн-компаний. Мы выполняли заказы таких компаний, как «Госстрой», «Жилстройинвест», «Россимпорторужие». Кстати, мы продолжаем принимать заказы. Также были совместные работы с оператором Иваном Долматовым. В 2015 году на съемках полнометражного фильма «Мертвым Повезло» к нашей команде присоединился оператор стедикама Тимур Султанбеков.
– Почему ты избрал жанр слэшера?
– Этот выбор не случаен. «Мертвым Повезло» – мой второй сценарий полнометражного фильма. Он был написан осенью 2014 года, после работы на проекте в Москве ассистентом режиссера.
С моей точки зрения, в российском кинематографе в этом жанре полный вакуум. Слэшеров в России чистом виде нет, тем более комедийных. Мы решили его заполнить. Отечественные студии-мейджоры смотрят в сторону слэшера с опаской и ждут, когда кто-то из молодых сделает это. У нас снялись профессиональные артисты, в главной роли – Дмитрий Богдан («Шапито-Шоу», «30 свиданий», «Стартап»), а также актеры Русского драматического театра, в том числе заслуженные.
Более того, на этапе сценария к нам присоединился продюсер, выпускавший в прокат хорроры в США и полнометражные картины в России. Сейчас фильм находится на стадии монтажа.
– Способен ли этот жанр прижиться у нас?
– Безусловно, зрительский интерес к этому жанру огромен, это доказывают сборы американских фильмов. Все школьники и студенты сейчас повернуты на слэшерах, хоррорах, черных комедиях. Проблема заключается в локализации жанра для России. Мы уделили этому особое внимание. «Мертвым повезло» – это история обычных российских ребят, которые попадают в сложные обстоятельства, и мы развернули ее так, как это могло произойти именно в России, с нашими реалиями и с нашим менталитетом. Надеюсь, эта история будет интересна не только любителям хоррора.
Уже есть определенный интерес продюсеров и прокатчиков. Также не обойдём стороной и фестивали, например, такие, как «Ситжес» в Испании, фестиваль в Торонто, «Санденс» и другие.
– В твоих фильмах часто принимают участие актеры Русского драматического театра, легко ли находить с ними общий язык?
– Достаточно легко. В фильме снялись замечательные артисты: Андрей Поведский, Алексей Дербунович, Валерий Гриньков, Полина Шабаева, Николай Рихтер, Владислав Арсланов, Тамара Адамова и другие.
С актерами драмтеатра мы работаем давно, сотрудничество начиналось с реклам. Я думаю, что важен хороший результат на выходе, хотя на площадке подчас бывает и тяжело. На съемках фильма «Мертвым Повезло» в работе с актерами на площадке большую помощь оказала Камила Далгыч, она выполняла функции второго режиссера, решала организационные вопросы. Вообще, вся съемочная группа и артисты выложились на полную катушку.
– Тебе никогда не мешало отсутствие профильного образования в сфере кино?
– Образование у меня есть. Я закончил «Киношколу Булата Юсупова» по специальностям «режиссура» и «актерское мастерство», также с отличием художественную школу, школу с золотой медалью, учился в музыкальной школе, окончил университет по специальности «художник-дизайнер». Поработал в Москве. Прочитал кучу профильных книг, посмотрел много фильмов с подробным разбором. Снимал короткометражки, к тому же мы снимаем много рекламы. А как говорят голливудские мастера, на рекламах учишься быстрее, чем на фильмах. Я очень рад, что мне повезло получить художественное и музыкальное образование до того, как я попал в кино. Кино – это синтез искусств, и каждый навык, которым ты владеешь, может пригодиться. Конечно, отучиться пять лет в ВГИКе было бы круто, но все же основное – это практика, на мой взгляд.
– Сложно найти средства на реализацию своих проектов?
– Главное – это хороший проект, а средства найдутся. Без хорошего сценария вряд ли вообще возможно найти средства. Также мы вкладываем и собственные деньги, заработанные на рекламах, бывают и частные инвестиции. Ну и опыт у нас имеется, поэтому мы знаем, где можно сэкономить, чтобы это не отразилось на качестве фильма.
Грантов, к сожалению, нам пока не дают. Но если дадут, то мы выжмем 200% из каждой копейки, которые пойдут в фильм. Но с грантами сложная вещь – их, как правило, дают только на политкорректные сценарии, которые не всегда интересны зрителю, и которые не выдержат никакой конкуренции с тем же «Дэдпулом».
– Возлагаешь ли ты надежды на Год российского кино?
– Грантов, к сожалению, нам пока не дают, хотя заявки подавали. На питчинге мы выиграли сертификат на аренду оборудования для съемок короткометражки «Кредит» и МЦФК предоставили нам два помещения киностудии для съемок. Спасибо еще раз Молодежному центру Союза кинематографистов, Айнуру Аскарову и Фариту Фатиховичу Габитову.
Фото: Фото из архива Вадима Валиуллина