Ни многомиллионные бюджеты, ни масштабная реклама порой не в силах отменить одного простого факта: фильм N – не что иное, как халтура. Конечно, это не новость: халтурить кинорежиссеры умели всегда. Но тот же Джеймс Кэмерон, у которого каждый второй фильм – новое слово в кинематографе, делает революцию своим «Аватаром». В то время как другие режиссеры, не нося столь громкого имени, но имея в кармане сходные бюджеты, выдают, мягко говоря, некачественный продукт.
Кто старался на совесть, а кто выдал полтора часа творческой самодеятельности к очередной громкой дате, видно по рейтингам на IMDB. И все больше людей, одним глазом просматривая расписание сеансов в кинотеатре, вторым смотрят на искомый рейтинг, а также на количество голосов, отданных за тот или иной фильм. Конечно, мнение отдельно взятого зрителя, поставившего высший балл какому-нибудь «Скайлайну», стоит не больше голоса отъявленного любителя арт-хауса, который ставит твердое десять «Антихристу», снятому многоуважаемым Ларсом фон Триером. А в свете последних событий, под которыми я имею в виду как минимум две поделки отечественного кинематографа, мнения даже опытных кинокритиков оказываются едва ли достойными доверия, и виной всему их ангажированность.
Но вернемся к нашим отдельно взятым зрителям: когда таковых набирается хотя бы 15-20 тысяч человек, итоговый рейтинг IMDB уже можно назвать заслуживающим доверия.
Остановлюсь я, пожалуй, на нескольких прошлогодних вариантах, которые, во-первых, получили широкую рекламную кампанию, а во-вторых, – весьма сомнительные кассовые сборы. Наконец, с учетом качества готового продукта сложно избавиться от подозрений, что часть бюджета фильма была направлена на подкручивание интернет-рейтингов в нужную сторону. Я не рискну назвать этот краткий список «Худшими фильмами 2010 года», но и это определение находится недалеко от истины.
Одна из таких картин непонятным образом сумела настроить против себя всю интернет-интеллигенцию еще до премьеры. Речь идет, разумеется, о фильме Никиты Михалкова «Утомленные солнцем. Предстояние». Свою роль в народной нелюбви сыграла как личность режиссера, так и весьма амбициозный слоган – «Великое кино о великой войне». После премьеры ненависть лишь усилилась, хотя и смешалась с недоумением. Действительно, финальная сцена с обнажением женской груди – как минимум странный творческий ход для режиссера «великого» фильма, особенно когда это творение презентуется к юбилею Победы.
Кстати, другую картину о Великой Отечественной, вышедшую в прокат без всяких привязок к памятным датам, «Брестскую крепость», многие предпочли поставить в пример работе Михалкова как более заслуживающую звания великого фильма.
По странному совпадению другой сомнительный фильм, вышедший на широкие экраны в прошлом году, был снят близким родственником Никиты Сергеевича. Проект под названием «Щелкунчик и Крысиный король» не спасли ни страна-производитель (как ни крути американский кинематограф впереди планеты всей), ни пресловутое «тридэ», ни четыре десятилетия, ушедшие на работу над картиной, ни проверенная веками сказка Гофмана, испортить которую, казалось бы, практически невозможно, особенно под саундтрек композитора Чайковского. И все же Андрей Кончаловский сделал невозможное: «Крысиного короля» едва не признали худшим фильмом года в США, посетители сайта «Rotten tomatoes» щедро забросали мультфильм помидорами, не поставив ни единой положительной оценки. Проект с треском провалился в прокате: сначала в Штатах, а после в Европе и России.
Впрочем, сомнительных проектов хватало и на Западе. Взять, к примеру, «Пираний 3D»: аннотация к фильму обещает зрителю добротный триллер, однако старания режиссерской команды практически незаметны. Из сомнительно удачных находок можно отметить разве что печальный конец (уж простите за двусмысленность фразы!) одного из героев фильма.
В другом триллере, «Скайлайн», опасность пришла не из морских глубин, а из космических. Казалось бы, вариант беспроигрышный, но не тут-то было: иноземные захватчики вызывали ощущение deja vu, а уровень игры актеров попросту заставил зевать.
В прошлом году мы имели счастье видеть несколько триумфальных возвращений, главным из которых стали «Неудержимые», снятые Сильвестром Сталлоне. «Заслуженный Рэмбо» собрал команду актеров, каждый из которых в свое время успел побывать героем как минимум в десятке старых-добрых боевиков. Главную роль Сталлоне выделил себе, на остальные позвал Микки Рурка, Дольфа Лундгрена, Брюса Уиллиса и даже Арнольда Шварценеггера. В итоге фильм практически полностью состоит из взрывов и томатного сока. Режиссер, конечно, лет на 15 опоздал с триумфальным возвращением, да и старички уже не те, что раньше.
Продолжать этот список можно до бесконечности, а в этом году он неизбежно пополнится еще как минимум сотней названий. Не исключено, что в него можно будет включить и весьма долгожданные фильмы. Но в данном случае все зависит от режиссеров и их «не лени».