22 ноября пятница
СЕЙЧАС -20°С

Как дети, с которыми никто не знает как обращаться, сняли в Уфе анимационный фильм

Корреспондент UFA1.RU побывал на мастер-классе у аутистов

Поделиться

Чтобы увлечь ребенка каким-то занятием, нужно иметь безграничное терпение 

Чтобы увлечь ребенка каким-то занятием, нужно иметь безграничное терпение 

Шесть уфимских школьников сняли анимационный фильм. Вот так взяли и пришли на мастер-класс, вырезали главных героев из бумаги и вдохнули в них жизнь. А особенное в этой истории то, что создавали мультик воспитанники коррекционного интерната № 92 — дети-аутисты, с которыми, кроме родителей, никто не знает как обращаться. 

Аутизм — это расстройство, которое возникает как следствие нарушения развития головного мозга. Таким детям очень сложно общаться и взаимодействовать с окружающими, интересы их ограничены и как правило связаны с повторяющимися действиями. 

О том, как это было — в нашем репортаже.

«Я стесняюсь вас больше вашего»

Перед тем, как взяться за съемку, всю историю разбили на сцены — сделали раскадровку

Перед тем, как взяться за съемку, всю историю разбили на сцены — сделали раскадровку

Мастер-класс, где ребята колдовали над своим шедевром, в течение трех дней, с 14 по 16 октября, проводили звукооператор Гузель Петряева и видеооператор Елена Жилинская.

Героев анимации ребята вырезали из бумаги и раскрасили — кто как смог

Героев анимации ребята вырезали из бумаги и раскрасили — кто как смог

— Ребята, конечно, непростые. Когда пришел первый мальчик, я растерялась, — он положил руки на стол и просто-напросто лег на них. Вот что делать в такой ситуации? А если особенные — все шесть учеников? — делится переживаниями Елена. — У меня раньше не было опыта работы с такими ребятами, но я решила не показывать виду, что сбита с толку, стала рассказывать и показывать, чем мы будем здесь заниматься. К моей радости, получилось увлечь всех.

В основу сценария легло стихотворение Михаила Яснова «Зимняя сказка», которое повествует о дружбе и силе детского воображения.

В основу сценария легло стихотворение Михаила Яснова «Зимняя сказка»

В основу сценария легло стихотворение Михаила Яснова «Зимняя сказка»

Первые два дня дети вырезали из бумаги главных героев сценария, создавали реквизит и следили за работой камеры. На третий день мастер-класса дети работали над озвучкой: извлекали шум из разных предметов.

— Мы постоянно подбадривали детей, если что-то не получалось, говорили: «Мы никуда не торопимся», или «Ой, я стесняюсь вас больше вашего», если видели, что те побаиваются с непривычки, — рассказывает Елена.

Звукооператор рассказывает, как правильно «шуметь»

Звукооператор рассказывает, как правильно «шуметь»

Сцены записывали с нескольких дублей, но как поведала Гузель Петряева, это «абсолютно нормально».

В итоге дети поняли, как работает звукозаписывающая аппаратура, как превратить обычные вещи — столовые и деревянные ложки, ветки с листьями, зеркала — в реквизиты для фильмов и как правильно озвучивать героев.

Вот так изображают стук копыт по батарее — постукивают пинцетом по зеркальцу

Вот так изображают стук копыт по батарее — постукивают пинцетом по зеркальцу

«Они никому не нужны»

Провести этот мастер-класс удалось благодаря социальному проекту «Ломая барьеры», которым руководит уфимка Алина Хабирова. Деньги — почти миллион рублей — выделил Фонд президентских грантов.

Сухие листья в руках изображают листопад

Сухие листья в руках изображают листопад

Цель мастер-классов — дать практические навыки детям-аутистам от 12 до 14 лет, чтобы они могли выбрать себе работу по душе.

— Дети сейчас именно в том возрасте, когда они готовятся ко взрослой жизни. Ребятам помладше пока нет смысла говорить о работе, они еще маленькие. А с 12–14 лет у них уже начинают проявляться желания, тяготения к какой-либо специальности. Мы им помогаем, — рассказала учительница технологии Светлана Шишкина.

Веер за кадром — это взмахи крыльев птиц 

Веер за кадром — это взмахи крыльев птиц 

Работу, по словам учительницы, аутистам предлагают нечасто, поскольку освоить профессию им негде:

— Закон об образовании обязывает дать аутистам школьное образование. Но как только они выпускаются из школы — всё, они никому не нужны. Нам звонили родители таких выпускников и говорили, мол, нас никуда не берут, поскольку специальное образование получить эти дети не могут, большинство из них, по крайней мере. А все почему? В Уфе мало колледжей, куда принимают аутистов. Эти заведения предлагают учебу только здоровым детям.

Закадровый текст зачитала Сабина. Она мечтает стать парикмахером или швеей

Закадровый текст зачитала Сабина. Она мечтает стать парикмахером или швеей

«Я стану режиссером!»

Поэтому Алина Хабирова и выбрала такие профессии, освоить которые можно без корочки ССУЗа или ВУЗа: работник типографии, швея-мотористка, массажист, парикмахер, визажист, программист.

Кристина слушает, как ее голос звучит в записи. Похоже, что понравилось

Кристина слушает, как ее голос звучит в записи. Похоже, что понравилось

Корреспондент UFA1.RU поинтересовался у детей, кем они будут работать после школы.

Сабина с удовольствием освоит профессию парикмахера или швеи, Соня и Женя — пекаря, Алмаз хочет быть сварщиком, Айтуган — механиком. Кристина вначале колебалась, но потом подошла к спикеру Елене и поинтересовалась, где именно она может получить дополнительные навыки, чтобы стать видеорежиссером.

— Каждый месяц мы будем учить детей новой профессии, и так в течение полутора лет, — рассказала Алина.

Вот так происходит процесс съемок мультфильма: одни держат камеру, другие передвигают фигурки

Вот так происходит процесс съемок мультфильма: одни держат камеру, другие передвигают фигурки

Первый мастер-класс уже прошел в сентябре — детей обучали профессии флориста. Как говорит Алина Хабирова, к ним приезжали представители разных салонов с охапками цветов и преподавали основы флористики.

— Дети должны понять, что после выпуска из школы они могут пойти работать. И работы бояться не нужно. Они же дети не очень социализированные, и все новое их пугает. Благодаря этим мастер-классам этот страх уйдет, ведь профессия будет им знакома, — сказала Алина.

А теперь можно полюбоваться результатом — не зря же три дня корпели

А теперь можно полюбоваться результатом — не зря же три дня корпели

Всего, по ее словам, мастер-классы посетят 100 детей с аутизмом.

Также она надеется, что откликнутся люди, которые захотят поделиться с ними своими профессиональными знаниями.

А вот и фильм, который сняли ребята.

Видео: Елена Жилинская

«Родители, к сожалению, не вечны»

Аутизм — это расстройство, которое возникает как следствие нарушения развития головного мозга. Таким детям очень сложно общаться и взаимодействовать с окружающими, интересы их ограничены и как правило связаны с повторяющимися действиями. Мы уже рассказывали об уфимцах, в семьях которых подрастают дети-аутисты, и о трудностях, с которыми им приходится сталкиваться.

 — Очень радует, что наконец-то обратили внимание на обучение детей с ментальными нарушениями не только счету-чтению и письму, а на такие важные аспекты жизни, как навыки бытового самообслуживания и профессиональная ориентация, — говорит мама сына-аутиста Валентина. — Все без исключения родители считают, что это очень важно. Дети с аутизмом живут в своём мире и практически не обращают внимания на элементарные вещи — такие как поход в магазин или уборка комнаты, хотя и присутствуют при этих действиях. Приходится постоянно учить бытовым навыкам, всё это осваивается в конечном итоге, но требуется и длительное время, и безграничное терпение. Поэтому любые мастер-классы, занятия, уроки самостоятельности обязательно должны быть в жизни детей с аутизмом. И чем их будет больше, тем спокойнее будет родителям за будущее своих детей. За один-два раза ни один ребенок с аутизмом не сможет освоить ни один навык, к сожалению. Многократное повторение и закрепление — только так всё получается. Если смотреть ещё немного дальше, то во взрослой жизни человеку с аутизмом обязательно потребуется куратор — они очень наивны и доверчивы, а это уже не исправить никакими занятиями. Серёже 11 лет, с удовольствием второй год посещает курс «Самостоятельный подросток». Благодаря курсу появилось много новых бытовых навыков, а главное — он научился просить помощи у взрослых. Дома всё, что он уже умеет, делает исключительно сам. Постоянно закрепляем, расширяем и углубляем полученные знания в семье. Родители, к сожалению, не вечны, поэтому обучение ребенка с аутизмом самостоятельности для нас — самые важные жизненные уроки.

Если у вас есть идеи, каким еще профессиям можно обучить детей-аутистов, присылайте сообщения на почту редакции, в наши группы во «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассниках», а также в WhatsApp по номеру +7 987 101–84–78.

оцените материал

  • ЛАЙК 0
  • СМЕХ 0
  • УДИВЛЕНИЕ 0
  • ГНЕВ 0
  • ПЕЧАЛЬ 0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Елена
22 окт 2019 в 21:27

Спасибо за помощь детям аутистам.это им так необходимо!