«Вырастил олимпиадника — получи премию»: в Башкирии запретят репетиторство

С таким заявлением выступил новый и. о. министра образования

Поделиться

Репетиторам приходится всё объяснять детям по второму кругу

Фото: Тимур Шарипкулов

Исполняющий обязанности министра образования Башкирии Айбулат Хажин заявил, что будет бороться с репетиторством. Со слов и. о. руководителя ведомства, учителя сознательно не выдают на уроках весь необходимый материал, чтобы подтолкнуть детей к дополнительным занятиям. Всем, кому посоветуют обратиться к «Марь Иванне», он предложил жаловаться в Минобр и Рособрнадзор. Что думают о нововведениях родители и учителя, разбирался корреспондент UFA1.RU.

Министерство против

Громкое заявление Хажин сделал на пресс-конференции в медиацентре ГТРК «Башкортостан».

— Вообще это нонсенс, если ребенок обучается в образовательной организации и потом еще нанимает репетитора. Я категорически против такой системы, — заявил временный глава ведомства. — У нас учителя получают заработную плату за что? За реализацию образовательной программы в рамках ФГОС (Федеральные государственные образовательные стандарты. — Прим. ред.). Каждый контрольно-измерительный материал практически полностью повторяет программу учебного курса, не выходит за рамки. И когда начинаются какие-то инсинуации, недодают материал, заведомо понимая, что ребёнок начнет искать себе некоего поставщика образовательных услуг, начинаются интересные предложения: «А вы сходите к Марь Иванне, и, может, вы хорошо, успешно сдадите».

Хажин предложил родителям и законным представителям детей обращаться в «соответствующие органы» — Министерство образования, Обрнадзор. И. о. руководителя Минобра пообещал, что каждый отдельный случай будет разбираться.

Учителям, воспитавшим победителей олимпиад, сулят хорошие премии

Учителям, воспитавшим победителей олимпиад, сулят хорошие премии

С его слов, после очередной проверки 20 процентов школ показали очень низкий результат по качеству подготовки учеников.

— Я не говорю, что у нас система плохая, — уточнил Хажин. — Она имеет достойный потенциал, который сейчас просто надо вытаскивать. Но у нас извращена система стимулирования труда педагогов. Учитель должен понимать, за что он работает, получает дивиденды. И в конечном итоге его результат должен транслироваться на заработную плату.

Оказывается, в Минобре существует резервный фонд для педагогов, которые готовят призеров и победителей всероссийских олимпиад. Его сумма — 12 миллионов рублей. При этом за двух и более успешных олимпиадников премии будут множиться.

В малокомплектных сельских школах, где не хватает педагогических ресурсов, для этих детей пообещали оказывать дистанционную помощь в формате онлайн-курсов. Хажин подчеркнул, что они будут на бесплатной основе.

«Я что, зря у доски плясала?»

Родители уфимских школьников отнеслись к инициативе с воодушевлением. Оказывается, даже в начальной школе с детьми заставляют заниматься дополнительно.

Со слов матери 11-летнего Артура Елены, в их лицее система репетиторства носит характер сговора, в котором заинтересованы и учителя, и завучи, и директор.

— В начальной школе в нашем лицее учительница тему на уроке объясняла плохо, дети не понимали материал. Когда просили объяснить, она говорила: «Что я вам, зря у доски плясала? Не слушали, не хотели понимать? Приходите на дополнительные занятия». Допзанятия — 100 рублей с носа. Проводятся группами, у нас половина класса ходила на русский и математику. Это всё проводилось в школе. Наша учительница особой популярностью не пользовалась, почти все ходили в А-класс.

Удивительно, но проблемы с навязыванием допзанятий есть и в начальной школе

Удивительно, но проблемы с навязыванием допзанятий есть и в начальной школе

Со слов родительницы, такая ситуация была у всей параллели. При этом второй экземпляр договора на допзанятия родителям не выдавали.

— Сунули бумажку подписать и забрали обратно. Когда пришла пора платить, учительница стала истерить в родительском чате, дескать, почему мы не платим, я же скидывала реквизиты. В итоге согласилась принять и наличкой, — говорит Елена.

Уфимка уверена: виной тому, что дети не знали программу, были именно навязанные репетиторства.

— В начальной школе с ребёнком дома занимался дедушка. Когда перешел в пятый класс, заниматься с ним перестали, — говорит мама школьника. — Свои двойки и тройки сын исправил сам: сменился учитель, изменилась методика преподавания — у ребенка появился интерес к учебе.

«Занимаемся бумажками, а не детьми»

Но у педагогов другой взгляд на репетиторство. Для многих — это хорошая прибавка к скромной зарплате учителя.

— Вообще запрет на репетиторство в школе существует очень давно, — говорит молодой педагог одной из школ Октябрьского района Регина (имя изменено. — Прим. ред.). — Учителя вести репетиторские платные занятия в классах не имеют права. Они могут ходить к своим ученикам на дом, либо они зовут этих учеников к себе. Но также есть дополнительные платные занятия. Это, как правило, подготовка к ЕГЭ. Родители платят определённую сумму в месяц. Там они занимаются группами, целым классом. И то эти занятия проводятся, потому что родители очень сильно просят. Это вроде как не запрещено. Такие платные занятия проходят как элективы.

На подготовке школьников к ЕГЭ можно неплохо заработать

На подготовке школьников к ЕГЭ можно неплохо заработать

Со слов Регины, в большинстве своем учителя с детьми занимаются на бесплатной основе. И к олимпиадам готовят тоже бесплатно.

— Того, что учителя обязаны давать на занятиях, извините меня, за 40 минут урока дать не успеваем. Есть такие темы обширные, которые невозможно успеть за один урок. Методисты обязаны спускать учителям уже готовые календарно-тематические планы и рабочие программы, а мы это всё сами заполняем. На уроке учителям, помимо объяснения урока, приходится ещё и работать с документацией. Да ещё и проверки постоянные. У учителя времени заниматься детьми вообще не остается, — подытожила Регина.

Родители, которые столкнулись с подобными проблемами, могут написать свою жалобу на портале «Открытая республика», а также обратиться по контактным номерам Минобразования РБ: +7 (347) 218–03–15 (приемная), +7 (347) 218–03–29 (канцелярия) и Рособрнадзора Башкирии: +7 (347) 251–98–84 (приемная), +7 (347) 250–97–51 (канцелярия).

Если в вашей школе вы заметили коррупционные и другие нарушения, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7 987 101–84–78. Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Гость
19 дек 2018 в 13:43

Вырастил олимпиадника - получи премию.
С одной стороны согласна, есть для педагога мотивация. С другой - что делать остальным, когда все силы, время учителя будут направлены на двоих, троих учеников.
Когда училась я, отличники сидели на задних партах и самостоятельно изучали темы и выполняли задания, если где-то непонятно обращались за пояснениями. А с остальными учителя работали, поясняли, уделяли больше внимания. Настоящий труд учителя достучаться до тех кому сложно и заинтересовать их, а не хвалиться отличниками которых природа одарила что они легко воспринимают информацию.
Сейчас очень мало достойных педагогов.
Систему в целом менять надо, чтоб они знания передавали а не бумажки заполняли.

Омм
19 дек 2018 в 12:45

Это всё от нашего "нового" образования! Раньше была одна программа во всех школах одинаковая, и учебники! А сейчас???.... Вот Вам и "плоды".... А в ЕГЭ вопросы не совпадают с преподаванием программы в школе!!!

Гость
19 дек 2018 в 12:08

Как будто никто не знает, что они сами доп. занятия проводят постоянно и по всем предметам платно.