Экономика Ботинки советского «нефтяного короля»

Ботинки советского «нефтяного короля»

«…Стройте отчаянно, безумно, пусть вас называют сумасшедшими,
но стройте «Азнефть»так, чтобы она была образцом для всего
нашего строительства!» – напутствовал В.И. Ленин. Так мы и строили!»
Из воспоминаний Александра Серебровского

Рассматривая истоки формирования советской экономики, мы хотели бы вспомнить человека, имя которого упомянуто только на доске среди прочих выдающихся выпускников уфимской мужской гимназии – Александра Серебровского.

Пытаясь восполнить это упущение, сообщим лишь, что он родился в 1884 году и был четвертым ребенком в семье сосланного в Уфу народовольца. История его жизни, становления, учебы в Уфе, участие в революционной жизни представляет особую очень интересную страницу его деятельности. Успешный гимназист в последнем классе гимназии вдруг поступил учеником в уфимские железнодорожные мастерские, затем был исключен из последнего класса гимназии за революционную деятельность, позже восстановился и сдал экзамены экстерном. В 1902 году зачислен в Петербургский технологический институт, из него он вскоре также будет отчислен за революционную пропаганду.

Потом были следствия, ссылки, этапы, участие в забастовках, аресты, побеги. Среди всей этой круговерти политических хождений еще и работа на Путиловском заводе, затем в дисциплинарном батальоне на строительстве Амурской колесной дороги, трудился он и на Сормовском заводе, занимался установкой холодильников в Дербенте. Во время эмиграции с 1907 по 1911 годы учился и получил диплом Высшего технического училища в Брюсселе. По возвращении в Россию, в 1914 году, был взят рядовым на фронт, затем его как специалиста отозвали на строительство холодильных заводов вначале в Карск, затем в Ревель. После революции и Гражданской войны новое правительство проявило в нем очень большую заинтересованность. Ленин рекомендовал посылать его на самые трудные участки. Одним из таких мест в новой экономике стала нефтедобыча.

В мае 1920 года решением Совнаркома РСФСР Александр Серебровский назначен председателем треста «Азнефть» и направлен на Апшеронский полуостров. Нефть рассматривалась как один из источников валютных поступлений на нужды индустриализации. Известный эксперт и знаток нефтяного дела Лесли Уркварт высказывался на счет восстановления бакинских промыслов и открытия новых скважин в 1922 году очень сдержанно. Эта операция потребует расходов на сумму не менее 20 миллионов фунтов стерлингов, не говоря уже о крупных издержках, необходимых для приведения промыслов в их прежний вид.

В своей стратегии восстановления и модернизации российского нефтяного дела Серебровский ориентировался на широкое привлечение передового зарубежного, в первую очередь американского, опыта. Он ставил целью за счет использования новейших американских технологий превратить возглавляемый им трест «Азнефть» в одну из наиболее конкурентоспособных нефтяных компаний в мире.

В тот период получение валютных средств стало важнейшей задачей экономической политики правительства, поскольку без закупок современного оборудования за рубежом невозможно было восстановить промышленность.

Александра Серебровского отправляют в командировку в США, где он встречается с многими лидерами мировой экономики. Впоследствии Серебровский узнал, что стало одной из причин быстрого согласия Рокфеллера на коммерческие предложения. Оказывается, ему понравилось, что на одном из ботинок директора «Азнефти» была небольшая заплата, и он сказал директору банка: «Этому человеку можно в долг поверить. Он не транжира, не пьет вина, не курит и мне понравился». По свидетельствам близких, Джон Рокфеллер был очень скуп, и ему по душе были люди скромные и экономные.

За время командировки Серебровский написал книгу «Нефтяная и газовая промышленность в Америке». В ходе краткого пребывания в Лондоне он издал ее на русском языке. По возвращении в Москву, выступая 15 января 1925 года с публичной лекцией в Деловом клубе, Александр Серебровский уже раздавал свою книгу работникам нефтяной промышленности.

«Действительно, если бы все нужное нам оборудование мы приобрели бы за границей, нам не хватило бы валюты, – отмечал Серебровский. – Если бы мы заказали его на заводах в центре нашего Союза, оборудование стоило бы очень дорого и запоздало бы к срокам, которые мы намечали. Поэтому мы, прежде всего, поставили на твердые ноги наши бакинские машиностроительные заводы, оборудовав их станками, выписанными из Америки. Заводы были построены по американскому плану и работали по американским методам». Таким образом, с середины 1920-х годов в отечественной нефтепромышленности при широком участии иностранного капитала успешно реализовалась импортозамещающая политика, обеспечивавшая отрасль собственным оборудованием для бурения и эксплуатации скважин, изготовленных по американским образцам.

После Гражданской войны Серебровский в связи с тяжелым положением с рабочей силой на нефтепромыслах на свой страх и риск завербовал большой контингент рабочих среди эмигрантов в лагере белой армии в Галлиполи. В США договорился об организации плановых зарубежных поездок советских инженеров и рабочих с целью изучения американского технического опыта в нефтяной промышленности. Первая партия командированных, выехавшая в Америку на срок от шести месяцев до двух лет, состояла из 20 рабочих и 15 инженеров.

Бакинский период жизни и деятельности Александра Серебровского – шесть напряженных лет непрерывной работы – стал определяющим в его жизни. Его называли советским нефтяным королем, которому не принадлежало ни одной пяди земли. «Серебровского считаю ценнейшим работником», – так писал о нем первый руководитель государства Владимир Ленин.

В 1927 году его назначают председателем «Союззолота». «…Меня мучило то, что Московская организация Союззолота была пустым местом и вовсе не была «штабом промышленности», – пишет Александр Павлович. – Казалось, что это не промышленность, а какая-то кустарщина, старательство с примитивными навыками, низкой техникой, невежественными кадрами».

Серебровский начал работу с того, что лично поехал на места. Приезжал официально, чаще неофициально, знакомился с постановкой дела, с людьми, условиями их быта. Он пришел к выводу – люди хорошие; быт надо налаживать – главное условие хорошей работы. Особенно важно использовать новую технику и взамен кустарного старательства организовать социалистическую золотодобывающую промышленность. «Весь 1928 год я провел на приисках и рудниках, изучая кадры и производство, подбирая людей, которых можно и нужно было выдвигать, намечая места новых рудников, фабрик, электростанций, намечая новые дороги, базы и другое», – вспоминал он.

1929-й был годом нового строительства: сколько выросло новых прекрасных предприятий, успешно функционирующих и сейчас, сколько выдвинуто кадров. Серебровский всегда уговаривал учиться, учился сам всю свою жизнь, вырастил сотни талантливых инженеров. «Дело создания золотодобывающей промышленности заключалось не только в постройке рудников, амальгационных фабрик, эфельных заводов, драг и прочих механизмов, – говорил Серебровский. – Параллельно с этим должны быть проведены в жизнь все мероприятия организационного порядка… Должны быть созданы производственные коллективы, предприятия, производственные тресты. Организовать геологические и научно-исследовательские работы, о которых раньше и не думали».

В этом же году «Союззолото» был переведен в Иркутск, ближе к местам добычи. В связи с этим ему пришлось отказаться от профессуры в Московской горной академии, где у него была кафедра. Вскоре «Союззолото» было переведено под начало ВСНХ, и работать стало легче. В 1931 году он был назначен заместителем Григория Орджоникидзе – наркома тяжелой промышленности.

К 1934 году советская золотая промышленность вышла на первое место среди отраслей тяжелой промышленности СССР, а в мире – на второе. Оставаясь великим практиком, в 1935 году Александр Серебровский издает блестящий труд по истории мировой и отечественной золотопромышленности. «Он лез в любой забой, показывал, если требовалось, как орудовать перфоратором, заглядывал в плавильные печи, проверял съемку золота на драге. Не раз слышал восхищенные реплики рабочих: «Вникает, разбирается во всем, этого не проведешь, вот настоящий начальник!» – говорит о нем Александр Мильчаков.

Первым орденом Труда он был награжден в 1921 году. За организацию золотой промышленности Александр Павлович Серебровский удостоился ордена Красной Звезды. В 1937 году – арестован, в 1938 – расстрелян.

Вера МАКАРОВА, завсектором истории края Национального музея РБ
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем