UFA1
Погода

Сейчас-4°C

Сейчас в Уфе

Погода-4°

пасмурно, без осадков

ощущается как -12

0 м/c,

748мм 74%
Подробнее
USD 92,26
EUR 99,71
Реклама
Экономика «Чертификаты» путей сообщения

«Чертификаты» путей сообщения

В фондах музея Национального банка есть несколько любопытных экспонатов платежных средств. Это беспроцентные заемные обязательства Народного комиссариата путей сообщения. В марте 1923 года правление Госбанка обсуждало вопрос о выпуске банкнот в мелких куп

Транспортный сертификат
достоинством три рубля золотом,
1923 г.

В фондах музея Национального банка есть несколько любопытных экспонатов платежных средств. Это беспроцентные заемные обязательства Народного комиссариата путей сообщения. В марте 1923 года правление Госбанка обсуждало вопрос о выпуске банкнот в мелких купюрах в половину червонца. Эти купюры было решено не выпускать, так как роль твердых разменных денег для червонцев до выпуска казначейских билетов стали выполнять беспроцентные обязательства Народного комиссариата путей сообщения, так называемые «транспортные сертификаты».

Сертификаты выпускались с сентября 1923 года. Предназначались они для увеличения оборотных средств (НКПС). И потому были обязательны к приему в оплату всех перевозок и других услуг железнодорожного, морского и речного транспорта. Платежи и погашение производились по курсу золотого рубля, установленного котировальной комиссией. Первая котировка сертификатов фондовым отделом при Московской товарной бирже состоялась 24 октября. Если один червонец котировался в тот день в 6400 рублей денежными знаками образца 1923 года, то транспортный сертификат был приравнен к 3200 рублям.

В условиях обращения обесценивающихся совзнаков сертификаты НКПС получили всеобщее признание в качестве разменных денег устойчивой валюты в золотом исчислении по отношению к банковскому билету – червонцу, уверенно внедряющемуся в обращение и вытесняющему совзнак. Всего в 1923–1924 годах было объявлено о четырех выпусках сертификатов на общую сумму в 24 миллиона рублей. В обращении наибольшее количество сертификатов находилось в апреле 1924 года, поскольку на 1 мая этого года сумма обращавшихся сертификатов достигла величины 21 276,8 тысячи золотых рублей. С мая начался выкуп сертификатов. Они выкупались в срок до 31 июля 1924 года.

Транспортный сертификат
достоинством пять рублей золотом,
1923 г.

Было осуществлено четыре выпуска сертификатов достоинством пять рублей золотом. При приеме в платежи и при погашении расчеты производились по курсу золотого рубля. Все эмиссии транспортных сертификатов, ставших, по сути дела, общегосударственными денежными знаками, были разделены на выпуски и серии. В сентябре 1923 года осуществлен первый выпуск, состоявший из 1, 2, 3, 4 и 5-й серий. Второй выпуск, в который вошли 7, 8, 9, 10 и 11 серии был завершен в ноябре. Третий выпуск, осуществленный в декабре, также состоял из пяти серий – 6, 12, 13, 14 и 15-й. В марте 1924 года состоялся четвертый выпуск одной единственной 16 серии.

Оформление всех сертификатов однотипное с некоторыми изменениями в тексте. Кремовая бумага размерами от 180х97 до 184х102 миллиметров имела тиснение под ткань. На лицевой стороне сверху – государственный герб РСФСР и эмблема Наркомата путей сообщения, внизу – изображение поезда. Печать лилово-коричневая. В центре наверху – синяя гильошированная виньетка с обозначением достоинства сертификата цифрой и буквенной надписью синего цвета. Слева – свободное поле с водяным знаком: в овале изображение со скульптуры И.Д. Шадра «Рабочий», цифра номинала вверху и надпись «пять рублей» внизу. Остальное поле сертификата размером 124х102 миллиметра имеет водяной знак в виде волнистых линий узора «муар», в центре – аббревиатура НКПС. На обратной стороне были изложены условия обращения сертификатов и выписка из правительственного документа: на первом выпуске – из декрета Совета народных комиссаров РСФСР, на последующих – из постановления Совета труда и обороны СССР. Шестизначные номера этих расчетных средств впечатывались красной краской. Кроме года выпуска и срока действия и серии, на сертификате были представлены факсимильные подписи наркома путей сообщения Ф.Э. Дзержинского и наркома финансов Г.Я. Сокольникова.

Водяной знак

Однако на самом деле сертификаты не имели никакого реального обеспечения, так как подпись наркома финансов печаталась на всех денежных знаках, а железнодорожный и водный транспорт страны были убыточными. За 1922–1923 хозяйственный год дотация транспорту составила 140 миллионов рублей, в 1923–1924 хозяйственном году дотацию намечали уменьшить до 40 миллионов рублей, и лишь с октября 1924 года, как ожидалось, транспорт должен был стать бездефицитным. Только огромная потребность оборота в разменных деньгах обеспечила хождение сертификатов. Правда, некоторые шутники прозвали их «чертификатами», но они прижились и в обороте просуществовали около года.

Несмотря ни на что, новые расчетные средства пользовались большим спросом у предприятий и учреждений. Об этом красноречиво говорит общая сумма займа в форме размещения сертификата, которая на март 1924 года составила 20 миллионов 786 тысяч золотых рублей. Известны сертификаты со сроками до 1 марта и 1 мая 1924 года. Транспортные сертификаты были изъяты из обращения в июле 1924 года, после проведения денежной реформы.

Вера МАКАРОВА, завсектором истории края Национального музея РБ
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем