Экономика Саботаж Народному банку и расходы на Революцию

Саботаж Народному банку и расходы на Революцию

Весть о вооруженном восстании в Петрограде поступила в Уфу утром 26 октября 1917 года. На объединенном заседании Уфимского cовета рабочих и солдатских депутатов и Губернского cовета крестьянских депутатов решено было создать революционный комитет.

Уфимскому губревкому не сразу удалось взять всю полноту власти в губернии в свои руки. Служащие ряда учреждений губернии в знак протеста против самовольных действий большевиков и их попытки взять управление губернией в свои руки объявили забастовку. В губернии нарастало сопротивление диктатуре большевиков.

Уфимское отделение «Союза защиты Учредительного собрания» призывало организовать демонстрации и забастовки протеста. Но население эти призывы не поддержало. Часть населения, городская интеллигенция города Уфы, служащие государственных учреждений, учащаяся молодежь с недоверием и настороженностью отнеслись к большевистской власти. Как и в других регионах страны, по Уфе и уездным городам прокатилась волна бойкотов и забастовок, названных в нашей историографии саботажем. После ареста и отстранения комиссара временного правительства Герасимова в управление губернией пытался вступить управляющий Казенной палатой А.И. Гусельников. Третьему возможному претенденту, которым согласно закону был начальник управления земледелия, предложено было не вступать в должность под угрозой ареста. Для контроля за финансовыми делами была образована коллегия. Сотрудник Государственного банка Саломатин назначен комиссаром.

Над банками был установлен контроль. Крестьянский банк был занят, не желающие работать увольнялись. Управляющий банком П.П. Снегирев был арестован. Согласно декрету о суде был введен революционный трибунал. 16 декабря 1917 года в Уфе забастовали служащие Государственного банка, почты, телеграфа и других учреждений. Назначение комиссаров, вначале не вызвавшее особых трений, вызвало сопротивление, когда было предложено действовать в соответствии с их распоряжениями. Служащие Госбанка на общем собрании вынесли резолюцию о неподчинении комиссару отделения Госбанка товарищу Кирьянову. Сотрудникам было предложено явиться всем в воскресенье в 12 часов дня в банк и вручить ключи от банка и кладовой в руки комиссаров. Служащие от этого отказались. В результате исполнительный комитет служащих был арестован и препровожден в помещение совета, где под угрозой заключения в тюрьму исполком служащих согласился по акту передать ключи от кладовой банка комиссару Кирьянову. Документ был заверен председателем ревкома Свидерским и комиссаром по финансам Большаковым.

Население было взволновано известием о закрытии банков. Новые власти заверили, что не допустят продолжительного нарушения общественно-хозяйственной жизни. Революционный комитет объявил, что все служащие, не явившиеся на службу 11, 12, 13 января и не подавшие заявление о согласии работать под контролем комиссаров, будут уволены с 14 января. За выдачу жалования служащим Госбанка за шесть месяцев вперед, исполнительный комитет служащих был предан революционному трибуналу.

Вскоре аппарат отделения Государственного банка в основном был укомплектован. На работу в этом аппарате вернулись некоторые бывшие служащие банка и осуществлен новый набор. Работа банка налаживалась и стала протекать в нормальном режиме. Прежде всего, были возобновлены кассовые операции по приему и выдаче денег, причем заявки на отпуск средств в первое время принимались только от государственных учреждений, банков и рабочих делегаций. Начали поступать вклады, стали производиться переводные, а затем и ссудные операции.

Декретом ВЦИК от 14 (27) декабря 1917 года «О национализации банков» в стране была введена государственная монополия на банковское дело. Акционерные коммерческие банки и банкирские конторы подлежали национализации и слиянию с Государственным банком.

В соответствии с декретом «О национализации банков» банки подлежали слиянию с Государственным банком без конфискации их акционерных капиталов, которые стали передаваться государству по декрету СНК от 24 января 1918 года. Все банковские акции без всяких ограничений аннулировались. Сберегательные кассы, частные банки согласно декрету национализировались и объединялись в один Государственный банк. Собственники акций под угрозой конфискации имущества должны были немедленно сдать ценные бумаги. Набран новый штат служащих.

Дела денежные в губернии находились в плачевном положении, в промышленности остро стоял вопрос о хлебной монополии и отсутствии денежных знаков. Исполком Уфимского совета рабочих и солдатских депутатов в составе Н.А. Каврайского и А.Г. Иванова был откомандирован в Петроград для получения в Госбанке денежных знаков на сумму 45–60 миллионов рублей для уфимского отделения Государственного банка и уездных казначейств.

В России складывалась ситуация, когда подспудно тлеющие очаги гражданской войны готовы были вспыхнуть в любой момент на огромной территории. Местные конфликты плохо влияли на финансовую деятельность. Были факты нарушения финансовой дисциплины. Расходы производились не в сметном порядке… Все они, за редким исключением, относились за наличный расход государственных расходов. Всего без указания предметов расходов было отпущено более 140 миллионов рублей. Наибольшая сумма (46 миллионов) пришлась на долю агитационно-культурного отдела совета.

Для усиления влияния трудящихся на работу банков Совнарком 15 декабря 1917 года реорганизовал учетно-ссудные комитеты при конторах и отделениях Государственного банка. В состав этих комитетов были введены комиссары контор и отделений Государственного банка и делегаты советов депутатов, число которых должно было в два раза превышать число представителей от торговцев, промышленников и сельских хозяев. В тех же целях в начале 1918 года был изменен состав совета Государственного банка, а в феврале учрежден Центральный учетно-ссудный комитет для усиления контроля за выдачей ссуд. При этом указывалось, что «всякое финансирование предприятия может производиться только через Центральный учетно-ссудный комитет и никакое другое учреждение и ведомство не имеет права выдавать авансы и ссуды помимо Центрального учетно-ссудного комитета».

С 1917 по 1920 годы финансовая система пришла в упадок, а средства – истощились.

Вера МАКАРОВА, завсектором истории края Национального музея РБ
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем