Глава Башкирии Радий Хабиров на днях заявил, что машиностроительный завод «Автонормаль» в Белебее заменит иностранных поставщиков крепежных изделий для автомобилей. По словам руководителя региона, предприятие «находится в бодром состоянии» и увеличивает объемы производства.
— Сегодня это ведущее в России предприятие, где делают крепежные изделия и пружины для автомобилестроения. Зарубежные поставщики ушли и оставили нам бескрайнее поле для импортозамещения крепежа для автомобилей, тракторов и агрегатов любых моделей, — добавил Хабиров.
Завод, конечно, расположен в республике, но принадлежит московской компании, которая работает под руководством выходца прокуратуры. При этом АО «Автонормаль» работает с крупными российскими автопроизводителями и намерено расширяться. Подробнее о предприятии — в нашем материале сегодня, 14 апреля.
Отпраздновал юбилей
Белебеевский завод «Автонормаль» выпускает крепежные изделия и пружины для автомобильной промышленности, металлорежущего и холодновысадочного инструмента. Его начали строить в 1967 году. Тогда власти решили открыть новые предприятия по производству комплектующих изделий для Волжского автозавода, в том числе и Белебеевский завод нормалей и метизов. Запуск предприятия состоялся 18 января 1971 года. В 1973 году завод начал осваивать детали для большегрузных автомобилей КАМАЗ.
В прошлом году заводу исполнилось 50 лет. Как отметил Хабиров, сейчас это ведущее в России предприятие по производству крепежных изделий и пружин для автомобилестроения.
По данным сервиса «Контур.Фокус», АО «Белебеевский Завод "Автонормаль"» (АО «БелЗАН») зарегистрировано в Белебее. Выручка компании за 2021 год составила 5,4 миллиарда рублей, чистая прибыль — 177 миллионов рублей. Генеральным директором компании числится Тимур Галиахметов.
Московские владельцы
Завод принадлежит ООО «РТ-Капитал». Это дочерняя организация госкорпорации «Ростех» по работе с непрофильными и проблемными активами. Она зарегистрирована в 2010 году в Москве. Выручка компании за 2020-й составила 10 миллиардов рублей, а чистый убыток — 775 миллионов рублей.
Гендиректором «РТ-Капитала» числится Семен Якубов. По информации на сайте компании, он родился в 1977 году в Махачкале, окончил Дагестанский государственный университет. С 1997 по начало 2021 года Якубов работал в следственных органах. В марте того же года он резко сменил сферу деятельности и стал первым заместителем гендиректора «РТ-Капитала», где курировал вопросы по работе с госорганами. Через несколько месяцев, в сентябре, он был назначен гендиректором организации.
До того как стать руководителем компании, Якубов занимал высокий пост в госорганах. Он был заместителем прокурора Московской области. Согласно данным ведомства, начинал он карьеру в Московско-Ярославской транспортной прокуратуре, где проработал с 1997 по 2007 год.
В 2007–2009 годах Якубов руководил Центральным межрегиональным следственным управлением на транспорте СК при прокуратуре России. С 2009 по 2010-й был главой Северного следственного отдела на транспорте СК России. В 2010–2014 годах занимал должность первого заместителя прокурора ЦАО Москвы, а в 2014-м стал прокурором Одинцовского района Подмосковья. С 2017 по 2021 год был зампрокурора Московской области.
В истории с неожиданным уходом Якубова из прокуратуры было не всё чисто. Как писал ТАСС со ссылкой на источник, в марте прошлого года в отношении Якубова проводилась проверка, и его отстранили от должности зампрокурора по отрицательным основаниям. Позже прокуратура Московской области сообщила, что Якубов подал рапорт на увольнение по собственному желанию.
Куда завод поставляет продукцию
«Автонормаль» практически не участвует в закупках. Последний раз предприятие оказывало услуги по госконтракту в 2017 году. К примеру, завод поставлял авиационный крепеж для ремонта самолетов ИЛ-76 в рамках государственного оборонного заказа за 9,9 миллиона рублей.
Также компания обеспечивала метизной продукцией АО «Кировское машиностроительное предприятие» за 4,1 миллиона рублей и два раза продавала крепежные изделия конструкторскому бюро «Новатор» в Екатеринбурге за 9,3 и 14 миллионов рублей.
Завод больше работает с частными компаниями. Как указано на сайте компании, ее основными заказчиками являются крупные отечественные автопроизводители, такие как АВТОВАЗ, КАМАЗ, УАЗ, ГАЗ, GM-АВТОВАЗ, АМО «ЗИЛ», «Иж-Авто». Кроме того, «БелЗАН» сотрудничает с предприятиями СНГ.
Грандиозные планы
«Автонормаль» уже занимается несколькими проектами по импортозамещению. По словам директора компании по маркетингу и сбыту Константина Федорова, завод будет осваивать крепежные изделия, которые поставлялись в Россию из других стран.
— Работаем практически со всеми российскими автосборочными заводами, и, соответственно, сейчас введен проект по импортозамещению с этими предприятиями, — рассказал UFA1.RU Федоров. — У нас разработана инвестпрограмма до 2025 года, которая затрагивает практически все технологические циклы производства: от подготовки металла и заканчивая упаковкой. Эта инвестпрограмма нацелена на последующее освоение крепежных изделий, ввозимых в настоящее время из-за рубежа.
Как отметил руководитель отдела, предприятие будет развиваться за счет проектов с крупными отечественными автопроизводителями.
— Сейчас мы активно сотрудничаем в первую очередь с нашими традиционными потребителями — это КАМАЗ и его дочерние предприятия с иностранным капиталом «ZF КАМА», «КАММИНЗ КАМА». Мы продолжаем сотрудничество с российскими площадками альянс АВТОВАЗ-Renault-Nissan, осваиваем для них номенклатуру. Пока Volkswagen еще не объявил об уходе из России, поэтому с ними у нас тоже есть свои проекты. За счет этих направлений мы планируем расширяться, — добавил он.
Федоров также сообщил, что завод в ближайшем будущем начнет сотрудничать с белорусскими предприятиями.
— У нас идет большой проект с Минским автомобильным заводом по освоению и поставкам самостопорящегося крепежа. Ведутся переговоры о поставках с такими белорусскими предприятиями, как «Амкодор», отправлены опытные партии крепежных изделий, «Гомсельмаш» — это крепеж для сельскохозяйственной техники, — отметил он.
В начале апреля Радий Хабиров рассказал о еще одном предприятии в Башкирии, способном заменить иностранные аналоги. Это уфимское НПП «Полигон», которое выпускает телекоммуникационное оборудование для операторов связи. Однако предприятие мало известно даже местным представителям отрасли. Подробнее о компании читайте в нашем материале.