В 1832 году Николай I постановил привести все национальные окраины в соответствие с русской монетной системой, и чеканка монет на Тифлисском монетном дворе была прекращена. А имела она более чем тридцатилетнюю историю.
15 сентября 1801 года Грузия объявлена составной частью Российской Империи. Так как введение российской монеты было преждевременным по незнакомству кавказского населения с российской денежной системой, потому правительство остановилось на чеканке грузинской монеты, приняв за основание серебряный абаз 88 пробы. Абаз равнялся двадцати копейкам, а 20 пули были приравнены к 2 копейкам. 20 пули составлял 1/10 абаза, 10 пули – 1/20 и так далее.
В 1802 году был утвержден образец рисунка для грузинской монеты. Все дальнейшие подробности, такие как вес, проба, достоинство монет, предоставлены были усмотрению Грузинского горного начальника, графа Мусина-Пушкина. В инструкции горным инженерам, заведовавшим Тифлисским монетным двором, для серебряной монеты, двойных абазов и полуабазов назначалась 88-я проба. Медная монета, 20, 10 и 5 пули, чеканилась 21 рублевого в пуде достоинства. В 1804 году были выпущены первые образцы.
Грузинская монета чеканилась в Тифлисе на монетном дворе, для коего были отведены бывшие каменные царские бани, состоявшие из четырех покоев. Предположение об открытии его возникло уже в 1802 году. В течение 1803 года туда были доставлены все необходимые принадлежности, в том числе 4 ручных копра из упраздненного Банковского монетного двора. Прибыли резчики из Тулы и инженеры из Петербурга Петр Зайцев, Алексей Карпинский и Василий Клейменов. Они заведовали механической и химической частями монетного двора. В помощь им при покупке серебра был назначен бывший монетный мастер грузинских царей Яссе-Назаров. Устройство двора обошлось в 5350 рублей.
Серебряная и медная монеты имели одинаковые изображения: на лицевой стороне под эмблемой города – зубчатой короной – помещалась грузинская надпись «Тбилиси», ниже – пальмовая и оливковая ветви; на оборотной стороне в первой строке указывался номинал монеты, во второй и третей была надпись: «грузинское серебро» (на серебряных монетах) или «грузинская монета (грузинские деньги)» (на медных монетах); снизу ставилась дата (по европейскому летосчислению). Все надписи на монетах выполнены современным грузинским шрифтом, и только на серебряных монетах под датой вычеканены русскими буквами инициалы монетных мастеров.
Тифлисский монетный двор действовал в убыток казне. Выделка серебряной монеты обходилась здесь слишком дорого, медной же изготовлялось очень мало, поэтому дважды (в 1816 и 1822 годах) возникал вопрос о закрытии этого двора, однако он оставался в действии в силу Высочайшей воли.
Фактически в начале 19 века в обращении были одновременно персидские, турецкие, грузинские, а затем и российские монеты. Причем очень скоро дефицит российских монет стал предметом беспокойства властей. Проблема состояла в том, что содержание серебра и меди в них было выше, чем в местных. Это делало выгодным использование таких денег как качественного металла, который можно было переплавить. Из меди делалась посуда, а серебро шло на изготовление ювелирных украшений.
В 1832 году последовало Высочайшее постановление закрыть Тифлисский монетный двор. По окончании выделки в монету наличного запаса серебра он должен был прекратить свое действие. Передел этот закончился в конце 1833 года, но ради доставления средств существования мастеровым монетного двора приступили к переделу в монету серебра, принадлежавшего собственно монетному двору. Этот последний передел окончен 13 февраля 1834 года, вместе с ним монетный двор прекратил свое существование.
Вера МАКАРОВА, завсектором истории края Национального музея РБ