На днях в государственном концертном зале «Башкортостан» прошел концерт Национального симфонического оркестра — первый после пандемии коронавируса. Корреспондент UFA1.RU решил проверить, как соблюдались санитарно-эпидемиологические мероприятия в концертном зале, в каких условиях играли музыканты и прикасались к прекрасному зрители.
«Чтобы никакой вирус не убил культуру»
Концерт музыканты решили начать с пресс-конференции. Заслуженный артист Башкирии, директор Национального симфонического оркестра Артур Назизуллин и главный дирижер оркестра Дмитрий Крюков рассказали, что несмотря на нелегкие времена и карантин, они записывали различные произведения Брамса и на военную тематику, а концерты публиковали на канале Youtube. Музыканты порадовались, что пандемия помогла прокачать канал и нарастить подписчиков, и в дальнейшем они продолжат его развивать. Но о живых концертах тоже не забудут.
— Мы будем работать до первого заболевшего сотрудника. Летом у нас был зафиксирован один случай в оркестре, музыкант был изолирован? и больше никто не заболел, все закончилось хорошо. Мы старались все это время быть в творчестве, чтобы никакой вирус не убил культуру, потому что культура была, когда бомбили весь мир. Во Вторую мировую играли «Ленинградскую симфонию», и все нормально, а тут какой-то вирус всего лишь. Мы прекрасно прошли это время и сейчас продолжаем наш сезон, — рассказал директор оркестра.
Правда, музыканты признались, что по поводу выступлений в Уфе никому не дают никаких надежд, и подчеркивают, что ориентируются на эпидемиологическую ситуацию в республике.
— Мы пока не знаем, что будет дальше и ждем указаний от Роспотребнадзора. Мы работаем по рекомендации, составом до 50 человек, поэтому сентябрь и октябрь играем классическую музыку, все, что можно сыграть до 50 человек, — поделился Дмитрий Крюков.
В период пандемии из-за отсутствия концертов музыкантам пришлось туго — зарплату они получали без надбавок и премий, но с возобновлением концертной деятельности планируют снова вернуть выплаты из премиального фонда.
Зал и нормы
После пресс-конференции осталось немного времени присмотреться, как поклонники классической музыки соблюдают масочный режим.
По сравнению с докоронавирусными временами поклонников музыки в ГКЗ заметно поубавилось. Как объяснили организаторы, из-за требований рассадки в зале через место пришлось ограничить продажу билетов.
На входе всем зрителям измеряли температуру и обрабатывали руки антисептиком. Возле кресел в фойе развесили наклейки с просьбой соблюдать социальную дистанцию.
Обошлось и без давки в гардеробе: выручила теплая погода.
В самом зале наблюдалась не очень веселая картина: большинство зрителей снимали маски и садились рядом друг с другом, игнорируя рассадку через одного, хотя в зале было достаточно места, чтобы соблюдать дистанцию. Любители классической музыки, видимо, не беспокоятся о здоровье музыкантов и других зрителей по принципу «болею сам — заболей и ты»: на протяжении концерта в зрительном зале кто-то не раз надсадно кашлял.
Люди соскучились по концертам офлайн
Люди приходили на концерт незадолго до мероприятия, и привычных глазу в докоронавирусное время светских кружков, обсуждающих последние новости мира культуры, в холле не наблюдалось.
Наконец наступил долгожданный момент, когда зрители собрались в зале, а свет приглушили. Ведущая объявила о начале концерта и убедительно попросила выключить телефоны. Тем не менее не все последовали рекомендациям и поспешили похвастаться перед своими подписчиками в Instagram прямым эфиром с концерта.
Первой музыканты исполнили увертюру к опере «Свадьба Фигаро». 50 музыкантов духовых и струнно-смычковых инструментов как зачарованные следили за указаниями дирижера Дмитрия Крюкова. Последние ноты произведения утонули в шквале аплодисментов и криках «Браво!» — видно, люди соскучились по концертам и хорошей музыке.
Странно было бы видеть флейтиста или валторниста, играющего на инструменте в маске. Стоит ли говорить, что весь оркестр вышел на сцену без защитных повязок.
Следующим в программе был концерт для кларнета с оркестром — на сцене остались лишь 20 музыкантов и дирижер, остальные артисты ушли. Лишь только они отыграли, произошло невероятное — фанаты творчества двинулись к сцене: благодарить артистов за музыку и вручать им цветы цветы и презенты. Коронавирус? Нет, не слышали.
Дирижёру было некогда складывать букеты, и он передарил цветы первым попавшим музыкантам.
Для исполнения заключительного произведения весь состав оркестра снова вернулся на сцену во главе с бессменным дирижером, но уже без кларнетиста. Исполняли знаменитую «Симфонию №5» Людвига ван Бетховена в 4-х частях.
К слову, зрителей, бегущих в зал из буфета с пирожными, тоже не было. Возможно, его попросту закрыли, чтобы не собирать толпы зрителей вместе. Либо люди его попросту не нашли — таблички, обозначающей местонахождение буфета, я так и не нашла.
Еще одно мероприятие пройдет совсем скоро в живом формате, но не для всех. На осень с апреля из-за пандемии коронавируса перенесли традиционную международную акцию «Тотальный диктант». Подробнее о всероссийской проверке грамотности вы можете узнать здесь.
Если у вас есть интересные новости, ждем ваши сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы в соцсетях «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассниках», а также в WhatsApp по номеру: +7 987 101–84–78.